«В гостях у Зимы»

Дата публикации: 17.12.2017

Бондаренко Ирина Викторовна, Воспитатель
Иркутская область г. Тайшет

Цель: продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме задачи:Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы. Учить использовать полученные знания в играх, художественном творчестве. Обобщение и систематизация знаний о зиме – Активизировать словарь по теме «Зима» - Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Конспект Непосредственно – образовательной деятельности

по речевому развитию на тему: «В гостях у Зимы»

для детей старшей группы МКДОУ детский сад «Сказка»

Г. Тайшет

2017г.

Цель: продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме

Задачи:

1.Образовательная:

Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.

Учить использовать полученные знания в играх, художественном творчестве.

Обобщение и систематизация знаний о зиме –

Активизировать словарь по теме «Зима» - Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы.

2. Развивающая:

Учить детей строить правильно предложения, отвечать на вопросы развернутым предложением, находить правильный ответ.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение

Учить детей замечать красоту зимних явлений.

Совершенствовать умение работать с клеем и манной крупой

3. Воспитательная:

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Развитие творческого воображения, фантазии, мышления, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.

Методы и приемы.

Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.

Наглядные: презентация слайдов; иллюстрации

Практические: индивидуальные ответы детей.

Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Материал, оборудование: мультимединая установка, цветные шестиугольники для рисования снежинок на каждого ребенка, манная крупа, клей, кисточки, блюдца, салфетки.

1. Вводная часть- 3 минуты

2. Основная часть – 20 минут

3. Заключительная часть – 2 минуты

Ход НОД:

Вводная часть.

Ребята, приглашаю вас в круг. (Звучит музыка)

Круг широкий вижу я.

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся

И на место все вернемся.

Все друг другу улыбнемся,

Подмигнём и занятие начнём

Ваши улыбки поднимают всем настроение, их очень приятно видеть.

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Сейчас мы отправимся с вами в гости.

А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Дел у меня не мало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю

Белю поля, леса, дома

А зовут меня…. (зима).

Воспитатель: Да, мы отправляемся, в гости в царство Зимушки – красавицы.

Но, чтобы попасть в царство Зимушки, надо выполнить задания, которые она прислала нам.

1 слайд - письмо

«Здравствуйте, дорогие ребятки!

Я – волшебница Зима

Много снега намела

С вами я в снежки играю

И на санках всех катаю

Бабу снежную леплю

Долго я у вас гощу

Чтобы в гости ко мне попасть

Вам нужно очень постараться

Все задания мои, выполняйте!»

Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся в дорогу? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы?!

Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:

1. А, ну-ка, ребятки, отгадайте мои загадки.

Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица: бело коса, белолица.

Как махнула рукавом, всё покрыло серебром.

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Это зимние месяцы.

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три месяца.

Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдёт

Наступает новый год!

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.

(Презентация слайд 2 .)

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длимые ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.

Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.

Загадка о январе.

Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд

Даже птице не летится, от мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?

Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?

Дети: О месяце январе

Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?

Дети: Январь – второй месяц зимы

Воспитатель: Объясните такие строчки

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз».

Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться

(Презентация слайд 3.)

Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

(Презентация слайд 4 – «Зимний лес»)

Посмотрите, какая красота - Вам нравится зима?

А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).

Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка

«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега

То бураны, то метели на деревья налетели

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон

День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?

Дети: Это месяц февраль.

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает снег, снегопад.

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги и метели.

(Презентация слайд 5)

(метель в сопровождении звуков ветра и хруста снега).

Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась.

Воспитатель: Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

Дети: Вой ветра, скрип деревьев, хруст снега.

Воспитатель: Как можно описать словами зимний воздух?

Дети: Тихий, прохладный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.

Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

Воспитатель: С давних времен в народе существовало деление на добрые ветра и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул»

Покажите, как дует слабый ветерок.

А теперь сильный (дети имитируют).

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились.

Давайте немного разомнемся.

Массаж биологически активных зон: для профилактики простудных заболеваний:

В лесу стало холодно, мы можем заболеть. Я предлагаю вам выполнить со мной упражнения, чтобы согреться. «Наступили холода».

Да-да-да…Наступили холода (потереть ладошки друг о друга)

Да-да-да… Превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)

Ду-ду-ду… Я на лыжах иду. (растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды… На снегу есть следы. (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие

Игра «Зимние слова».

- Я вам читаю слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопайте в ладоши.

Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи

- Молодцы! Вы были очень внимательными.

Физминутка «Зимой».

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью -зиму любимы, любим мы, любим мы.

Игра «Доскажи словечко».

Ребята, зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

Интересно, как же можно поиграть со словом «Снег»?

Я читаю стихотворение. А вы слова добавляйте, связанные со словом «Снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)

На дорожку, на лужок все снижается... (снежок).

Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)

Все бегут в перегонки, все хотят играть в... (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка... (снегурка)

На снегу - то, посмотри – с красной грудкой... (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)

Какие слова вы добавляли?

На какое слово они все похожи?

Как вы считаете, слово “зима” – родственное слову “снег”?

Ведь зимою много снега. Объясните, почему это не родственные слова.

Дети: родственные слова должны звучать похоже и должны быть связаны друг с другом по смыслу, а в слове “зима” нет такой части, которая бы звучала похоже на слово “снег”.

Воспитатель: Подберите теперь слова, родственные слову

Зима (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие…)

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).

А сейчас встанем все в круг и поиграем в игру «Подбери признак». Я буду задавать вам вопрос, если вы отвечаете правильно, берёте «снежок» — ватный диск и будем делать сугроб.

Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.

День зимой (какой?) - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).

Снег (какой?) - (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).

Сугробы (какие?) - (снежные, глубокие, высокие).

Зима (какая?) — … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная).

Сосулька (какая?) — … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя).

Мороз (какой?) — … (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой).

Горка (какая?) — … (снежная, ледяная, большая, скользкая)

Дорожка изо льда (какая?) —... (ледяная, скользкая, длинная).

Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получилась высокий.

А теперь поиграем возле сугроба в игру «Назови ласково» я бросаю вам снежок, вы называете и возвращаете мне обратно.

Лед — … (ледок)

Мороз — … (морозец)

Санки — … (саночки)

Холод — … (холодок)

Метель — … (метелица)

Снег — … (снежок)

Солнце — … (солнышко).

Зима — … (зимушка)

Ребята, а без чего не будет зимы? (Без снега).

А ведь снег-это когда много снежинок и все они разные как мы с вами. А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не замерзли, и они не погибли. Засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. Укрыть елочку снегом.

Мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников, но вначале надо произнести волшебное зимнее заклинание.

Пальчиковая гимнастика: «Белая краска зимы».

Лягте, мягкие снега, руки в замок, вращательные движения,

На леса и на луга, плавно опустить их через стороны вниз

Тропы застелите, руки – перед собой, плавно покачивать

Ветви опушите. ими вверх – вниз.

На окошках, Дед Мороз, имитировать движение рисования кистью

Разбросал хрустальных роз, то левой, то правой рукой.

Легкие виденья, выброс пальчиками влево-вправо

Хитрые сплетенья. вверх-вниз

Целевая установка на рисование

Занимайте свои места, мы начнем наше волшебство.

Воспитатель: Ребята, взяли цветные шестигранники. Нарисовали от каждого угла луч к противоположному углу. Оформили снежинкой. Сейчас берем клеевую кисточку и аккуратно проводим по нарисованным лучам и лучикам. Сыпем манную крупу на листок. Ждем когда высохнет клей. Подняли свой шестигранник и высыпали лишнюю крупу в миску.

Индивидуальная работа.

Посмотрите, что за звездочки такие, у вас на столах.

Заключительная часть.

Презентация слайд 6 (на экране Зимушка)

Молодцы, ребята! Со всеми моими заданиями справились.

Психогимнастика.

Зима: «Ребята, все вызнаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Помогите, мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом. Поможем?! Только как нам это сделать, ведь мы с вами в группе?»

Воспитатель: Кажется, я придумала. Я знаю одну игру, хотите, научу в неё играть?

Дети: Да!

Презентация слайд 7 (Снежинки)

Сейчас, я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке-зиме. Только, давайте вспомним, как правильно нужно дуть? Вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста.

Дети: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем и дуем долго-долго.

Воспитатель: Молодцы вспомнили.

А, теперь, закрывайте, глаза, я вас превращу в ветерок.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Воспитатель: А ну-ка, чтобы снег вас не засыпал, подуйте скорей на него, ещё и ещё!!! Молодцы. У нас получилась метель, давайте мне снежинки и садитесь скорей на места.

Воспитатель: Ребята, зима – холодное время года. Как же мы должны следит за своим здоровьем зимой?

Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.

Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.

Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?

Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.

Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть?! (Ответы детей.)

Презентация слайд 8 (Зима благодарит детей)

Презентация слайд 9

Спасибо за внимание!


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.