Дата публикации: 17.12.2017
Цель: продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме задачи:Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы. Учить использовать полученные знания в играх, художественном творчестве. Обобщение и систематизация знаний о зиме – Активизировать словарь по теме «Зима» - Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы.
Посмотреть публикациюКонспект Непосредственно – образовательной деятельности
по речевому развитию на тему: «В гостях у Зимы»
для детей старшей группы МКДОУ детский сад «Сказка»
Г. Тайшет
2017г.
Цель: продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме
Задачи:
1.Образовательная:
Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.
Учить использовать полученные знания в играх, художественном творчестве.
Обобщение и систематизация знаний о зиме –
Активизировать словарь по теме «Зима» - Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы.
2. Развивающая:
Учить детей строить правильно предложения, отвечать на вопросы развернутым предложением, находить правильный ответ.
Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение
Учить детей замечать красоту зимних явлений.
Совершенствовать умение работать с клеем и манной крупой
3. Воспитательная:
Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Развитие творческого воображения, фантазии, мышления, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.
Методы и приемы.
Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.
Наглядные: презентация слайдов; иллюстрации
Практические: индивидуальные ответы детей.
Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.
Материал, оборудование: мультимединая установка, цветные шестиугольники для рисования снежинок на каждого ребенка, манная крупа, клей, кисточки, блюдца, салфетки.
1. Вводная часть- 3 минуты
2. Основная часть – 20 минут
3. Заключительная часть – 2 минуты
Ход НОД:
Вводная часть.
Ребята, приглашаю вас в круг. (Звучит музыка)
Круг широкий вижу я.
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся
И на место все вернемся.
Все друг другу улыбнемся,
Подмигнём и занятие начнём
Ваши улыбки поднимают всем настроение, их очень приятно видеть.
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Сейчас мы отправимся с вами в гости.
А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Дел у меня не мало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, леса, дома
А зовут меня…. (зима).
Воспитатель: Да, мы отправляемся, в гости в царство Зимушки – красавицы.
Но, чтобы попасть в царство Зимушки, надо выполнить задания, которые она прислала нам.
1 слайд - письмо
«Здравствуйте, дорогие ребятки!
Я – волшебница Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играю
И на санках всех катаю
Бабу снежную леплю
Долго я у вас гощу
Чтобы в гости ко мне попасть
Вам нужно очень постараться
Все задания мои, выполняйте!»
Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся в дорогу? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы?!
Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:
1. А, ну-ка, ребятки, отгадайте мои загадки.
Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица: бело коса, белолица.
Как махнула рукавом, всё покрыло серебром.
Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?
Дети: Это зима.
Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?
Дети: Это зимние месяцы.
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?
Дети: Три месяца.
Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдёт
Наступает новый год!
Воспитатель: О каком месяце шла речь?
Дети: О месяце декабре.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.
(Презентация слайд 2 .)
Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длимые ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.
Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.
Загадка о январе.
Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд
Даже птице не летится, от мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?
Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?
Дети: О месяце январе
Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?
Дети: Январь – второй месяц зимы
Воспитатель: Объясните такие строчки
«Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз».
Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться
(Презентация слайд 3.)
Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.
(Презентация слайд 4 – «Зимний лес»)
Посмотрите, какая красота - Вам нравится зима?
А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).
Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка
«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега
То бураны, то метели на деревья налетели
По ночам мороз силён, днём капели слышен звон
День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?
Дети: Это месяц февраль.
Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?
Дети: Это падает снег, снегопад.
Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?
Дети: В феврале бывают вьюги и метели.
(Презентация слайд 5)
(метель в сопровождении звуков ветра и хруста снега).
Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась.
Воспитатель: Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?
Дети: Вой ветра, скрип деревьев, хруст снега.
Воспитатель: Как можно описать словами зимний воздух?
Дети: Тихий, прохладный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.
Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.
Воспитатель: С давних времен в народе существовало деление на добрые ветра и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул»
Покажите, как дует слабый ветерок.
А теперь сильный (дети имитируют).
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились.
Давайте немного разомнемся.
Массаж биологически активных зон: для профилактики простудных заболеваний:
В лесу стало холодно, мы можем заболеть. Я предлагаю вам выполнить со мной упражнения, чтобы согреться. «Наступили холода».
Да-да-да…Наступили холода (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да… Превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду… Я на лыжах иду. (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды… На снегу есть следы. (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие
Игра «Зимние слова».
- Я вам читаю слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопайте в ладоши.
Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи
- Молодцы! Вы были очень внимательными.
Физминутка «Зимой».
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью -зиму любимы, любим мы, любим мы.
Игра «Доскажи словечко».
Ребята, зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
Интересно, как же можно поиграть со словом «Снег»?
Я читаю стихотворение. А вы слова добавляйте, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)
На дорожку, на лужок все снижается... (снежок).
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка... (снегурка)
На снегу - то, посмотри – с красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)
Какие слова вы добавляли?
На какое слово они все похожи?
Как вы считаете, слово “зима” – родственное слову “снег”?
Ведь зимою много снега. Объясните, почему это не родственные слова.
Дети: родственные слова должны звучать похоже и должны быть связаны друг с другом по смыслу, а в слове “зима” нет такой части, которая бы звучала похоже на слово “снег”.
Воспитатель: Подберите теперь слова, родственные слову
Зима (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие…)
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).
А сейчас встанем все в круг и поиграем в игру «Подбери признак». Я буду задавать вам вопрос, если вы отвечаете правильно, берёте «снежок» — ватный диск и будем делать сугроб.
Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.
День зимой (какой?) - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).
Снег (какой?) - (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).
Сугробы (какие?) - (снежные, глубокие, высокие).
Зима (какая?) — … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная).
Сосулька (какая?) — … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя).
Мороз (какой?) — … (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой).
Горка (какая?) — … (снежная, ледяная, большая, скользкая)
Дорожка изо льда (какая?) —... (ледяная, скользкая, длинная).
Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получилась высокий.
А теперь поиграем возле сугроба в игру «Назови ласково» я бросаю вам снежок, вы называете и возвращаете мне обратно.
Лед — … (ледок)
Мороз — … (морозец)
Санки — … (саночки)
Холод — … (холодок)
Метель — … (метелица)
Снег — … (снежок)
Солнце — … (солнышко).
Зима — … (зимушка)
Ребята, а без чего не будет зимы? (Без снега).
А ведь снег-это когда много снежинок и все они разные как мы с вами. А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не замерзли, и они не погибли. Засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. Укрыть елочку снегом.
Мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников, но вначале надо произнести волшебное зимнее заклинание.
Пальчиковая гимнастика: «Белая краска зимы».
Лягте, мягкие снега, руки в замок, вращательные движения,
На леса и на луга, плавно опустить их через стороны вниз
Тропы застелите, руки – перед собой, плавно покачивать
Ветви опушите. ими вверх – вниз.
На окошках, Дед Мороз, имитировать движение рисования кистью
Разбросал хрустальных роз, то левой, то правой рукой.
Легкие виденья, выброс пальчиками влево-вправо
Хитрые сплетенья. вверх-вниз
Целевая установка на рисование
Занимайте свои места, мы начнем наше волшебство.
Воспитатель: Ребята, взяли цветные шестигранники. Нарисовали от каждого угла луч к противоположному углу. Оформили снежинкой. Сейчас берем клеевую кисточку и аккуратно проводим по нарисованным лучам и лучикам. Сыпем манную крупу на листок. Ждем когда высохнет клей. Подняли свой шестигранник и высыпали лишнюю крупу в миску.
Индивидуальная работа.
Посмотрите, что за звездочки такие, у вас на столах.
Заключительная часть.
Презентация слайд 6 (на экране Зимушка)
Молодцы, ребята! Со всеми моими заданиями справились.
Психогимнастика.
Зима: «Ребята, все вызнаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Помогите, мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом. Поможем?! Только как нам это сделать, ведь мы с вами в группе?»
Воспитатель: Кажется, я придумала. Я знаю одну игру, хотите, научу в неё играть?
Дети: Да!
Презентация слайд 7 (Снежинки)
Сейчас, я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке-зиме. Только, давайте вспомним, как правильно нужно дуть? Вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста.
Дети: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем и дуем долго-долго.
Воспитатель: Молодцы вспомнили.
А, теперь, закрывайте, глаза, я вас превращу в ветерок.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Воспитатель: А ну-ка, чтобы снег вас не засыпал, подуйте скорей на него, ещё и ещё!!! Молодцы. У нас получилась метель, давайте мне снежинки и садитесь скорей на места.
Воспитатель: Ребята, зима – холодное время года. Как же мы должны следит за своим здоровьем зимой?
Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.
Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.
Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?
Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.
Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть?! (Ответы детей.)
Презентация слайд 8 (Зима благодарит детей)
Презентация слайд 9
Спасибо за внимание!
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.