«Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ" (из опыта работы)

Дата публикации: 09.01.2018

Савинич Людмила Александровна, Лисова Нина Павловна , Воспитатель
Мурманская область, г. Апатиты

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


«Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми»

(из опыта работы).

Важнейшими особенностями воспитательно – оздоровительной работы является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур.

Дошкольный возраст является самым благодатным для развития физических качеств человека. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Играя в подвижные игры, дети овладевают разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием без которых нельзя активно заниматься спортом.

К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский указывали на важную роль игры во всестороннем развитии ребенка, рассматривая ее как основной

вид физической и умственной деятельности.

Мир игр очень разнообразен: подвижные, сюжетные, народные, ролевые, спортивные, имитационные, командные, групповые, игры-эстафеты, игры-конкурсы, игры-забавы, игры-соревнования и т.д..Но особое место среди них занимают подвижные игры.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Мы считаем, что подвижные игры также являются одним из условий развития культуры ребенка. В игре ребенок осмысливает и познает окружающий мир, развивает интеллект, фантазию, воображение, формируются социальные качества.

Незнакомую игру мы внимательно разбираем, мысленно проигрываем и только после этого предлагаем детям. Для того, чтобы эта работа была систематичной, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры предусматриваем в перспективном плане , а также в плане работы на каждый день. Также отмечаем, какие подвижные игры будут проведены со всей группой, какие игры организуем с подгруппой детей, а какие предлагаем отдельным детям.

Влияние подвижных игр на развитие ребенка. Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка.

Содержание подвижной игры:

• сюжет (тема, идея)

• правила

• двигательные действия

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

- по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);

- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);

- по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);

-по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Такие игры как: "Найди игрушку", "Зайка беленький сидит", "Найди и промолчи", Пройди тихо", "Узнай по голосу", "Угадай, кто ушел (спрятался) ", "Найди свою пару", "Летает - не летает", "Слушай команду", "Пройди – не задень" и т. п.. Они являются играми малой степени воздействия (малоподвижные), их используем для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности, для развития внимания, четкости и слаженности движений, развивают быстроту реакции и координацию движений.

Например, игры: "Совушка", "День и ночь", "Наседка и цыплята", "Мышеловка", "Море волнуется", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Мы веселые ребята", "Карусель", "Два мороза", "Хитрая лиса" и др. являются играми средней степени воздействия (средней подвижности). Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии, нескольких ролей, попеременному их выполнению. Тонизирующий эффект достигается за счет небольшого утомления, между конами организм отдыхает, затем привыкает к небольшим нагрузкам. Игры средней интенсивности оказывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма, параллельно развивается внимание, ловкость, равновесие, быстрота реакции, ориентировка в пространстве.

К играм высокой степени воздействия относятся игры с интенсивным и продолжительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации, с большим количеством правил, спортивные игры, игры- эстафеты, игры с мячом. Подвижные игры тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжках через скакалку, ведение мяча и т. п.) сменяются снижением интенсивности игры или отдыха, а затем снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Эти игры связанны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, фантазией, смекалкой, полном самостоятельных решений и рациональной технике и тактике игры. Используем такие игры: "Догони свою пару", "Космонавты", "Ловишки", "Салки", "Пятнашки". "Чьё звено скорее соберется", "Ловля обезьян", "Не оставайся на полу", "Третий лишний", "Футбол", "Волейбол", "Бадминтон" и другие спортивные игры, игры эстафеты с различными двигательными заданиями.

В игре «Гуси и волк» решаются задачи на развитие эмоциональной сферы ребенка, такие как: удивление, страх, гнев и жалость.

Для того чтобы сплотить детский коллектив, используем групповые игры (особенно командные). Дети, члены команды, помогают друг другу быстрее справиться с поставленной задачей.

В своей работе уделяем особое внимание взаимодействию с родителями, так как считаем, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья, включающая всех ее членов.

Проводим с родителями индивидуальные беседы, консультации, используем различные виды наглядной агитации, убеждаем родителей в необходимости формировать у детей привычки здорового образа жизни через организацию подвижных игр в домашних условиях. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, советуем родителям, как организовать ту или иную деятельность, преследуя основную цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Так как подвижная игра является одним из средств и методов физического воспитания, она позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно – образовательные задачи.

Оздоровительное значение игр: способствуют гармоничному росту организма ребенка; формируют правильную осанку; закаляют организм; повышают работоспособность и укрепляют здоровье.

Образовательное значение игр:

• формируют двигательные умения и навыки бега, прыжков, метания;

• развивают физические качества: скорость, силу, ловкость, гибкость и выносливость;

• позитивно влияют на развитие дыхательной системы человека, которую нужно беречь и проводить профилактику болезней;

• формируют основы знаний по физической культуре и спорта, валеологии, народоведения, истории родного края и т. д.

Воспитательное значение игр: воспитывают моральные и волевые качества; воспитывают любовь к родному краю, обычаев и традиций народа; воспитывают любовь к ежедневным и систематическим занятиям физическими упражнениями.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.