Использование результатов внешней оценки учебных достижений (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР) в управлении качеством образования и совершенствовании образовательного процесса по математике, физике и информатике

Дата публикации: 18.03.2018

Юдина Мария Николаевна, Руководитель районного методического объединения учителей математики, физики и информатики
Тамбовская область, село Староюрьево

Цель: Обеспечение образовательной успешности и повышение социальных шансов каждого ученика, независимо от индивидуальных стартовых возможностей и социального контекста. Задачи: - усилить акцент на учебных достижениях обучающихся, установить учебные цели для каждого; - достичь соответствия между реализуемыми образовательными программами с требованиями нормативных документов и образовательными потребностями обучающихся, родителей, социума; - повысить внимание коллектива школы к качеству преподавания через использование наиболее эффективных технологий и методик; - повысить мотивацию и учебную активность обучающихся в образовательном процессе; - обеспечить доступную и эффективную обратную связь;

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Использование результатов внешней оценки учебных достижений (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР) в управлении качеством образования и совершенствовании образовательного процесса по математике, физике и информатике.

Юдина М.Н., руководитель районного методического объединения учителей математики, физики и информатики МБОУ Староюрьевской СОШ

Решение проблемы оценки качества образования требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательной организации.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Для нашей школы актуальной является проблема достижения высокого качества образования. Школа ищет пути решения данной проблемы. Усилиями педагогического коллектива уже удалось стабилизировать ряд показателей, что дает возможность не просто контролировать ситуацию обученности школьников, но перейти к эффективному управлению качеством образования на школьном уровне. Стабильность успеваемости и рост качества обучения говорят о реализации дифференцированного и деятельностного подхода к обучению.

Качество знаний по итогам 2016-2017 учебного года составило 51,8%, уровень обученности – 97,3% (в 2015-2016 учебном году качество знаний составляло 50,8%, уровень обученности – 96,7%). Достигнута определенная стабильность результатов на всех ступенях обучения. Это произошло благодаря постоянно проводимому педагогическому мониторингу и диагностики учебного процесса, одним из этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам, выявление недостатков в работе педагогического коллектива по обучению обучающихся и устранению причин этих недоработок.

Так как МБОУ Староюрьевская СОШ - это слияние всех школ района, поэтому филиалы школы находятся на приличном расстоянии от главного здания. Обучающиеся доставляются в школу школьными автобусами, не все дороги находятся в надлежащем состоянии.

Социальный паспорт школы фиксирует особенности семей нашей образовательной организации: большинство родителей не имеют высшего образования, характеризуются низким достатком и сложными материальными условиями жизни. Низкий уровень доходов, отсутствие социальных перспектив, сокращение рабочих мест в районе приводит к тому, что многие родители вынуждены искать работу в других районах, городах, чтобы каким-то образом содержать семью, то есть вынуждены работать за пределами Староюрьевского района, в основном в г. Москве, чтобы содержать семью. Большую часть времени дети предоставлены самим себе и не всегда могут своевременно опереться на мудрый совет взрослого. На основании анализа социума прослеживается тенденция увеличения неполных семей. Количественный показатель таких семей постоянно растёт. Отсутствие родителей дома, недостаток времени заниматься воспитанием детей в полной мере приводит к слабой мотивации детей к обучению, повышает вероятность совершения правонарушений подростками с раннего детства.

Следует так же обратить внимание на низкий уровень подготовки по математике на основной ступени обучения, к ЕГЭ по математике профильного уровня, предметам по выбору, низкую мотивацию отдельных обучающихся к обучению, недостаточно разработана система работы учителей - предметников по индивидуальной помощи обучающимся, испытывающим затруднения в обучении, снижение успеваемости и качества при переходе с начальной ступени обучения на основную ступень обучения.

Поэтому при серьёзном анализе работы образовательной организации и мониторинге социальной обстановки в Староюрьевском районе возникла необходимость разработки Программы перехода школы в эффективный режим работы.

Цель: Обеспечение образовательной успешности и повышение социальных шансов каждого ученика, независимо от индивидуальных стартовых возможностей и социального контекста.

Задачи, которые должны быть решены при реализации Программы перехода школы в эффективный режим работы:

- усилить акцент на учебных достижениях обучающихся, установить учебные цели для каждого;

- достичь соответствия между реализуемыми образовательными программами с требованиями нормативных документов и образовательными потребностями обучающихся, родителей, социума;

- повысить внимание коллектива школы к качеству преподавания через использование наиболее эффективных технологий и методик;

- повысить мотивацию и учебную активность обучающихся в образовательном процессе;

- обеспечить доступную и эффективную обратную связь;

- разработать и использовать четкую систему мониторинга эффективности деятельности школы и ее влияния на достижения учеников.

Для совершенствования образовательного процесса, повышения качества образования в школе используется внутренняя и внешняя оценка учебных достижений.

В настоящее время на федеральном уровне создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:

-ОГЭ (ГИА-9),

-ЕГЭ (ГИА-11),

-Национальные исследования оценки качества образования (НИКО),

-Всероссийские проверочные работы (ВПР),

-Международные исследования,

-Исследования профессиональных компетенций учителей.

Школа принимает участие в ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, исследованиях профессиональных компетенций учителей. Результаты перечисленных процедур используются в школе для совершенствования преподавания предметов, родителями и детьми – для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) - предлагаемая Рособрнадзором независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации.

Это не ЕГЭ и участие в этой процедуре определяется образовательной организацией. Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях. Результаты ВПР направлены на выявление причинно-следственной связи несоответствий в организации образовательного процесса либо низкого качества преподавания учебныхпредметов, для принятий управленческих решений по корректировке образовательной деятельности в комплексе по всем направлениям.

Главная особенност ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам (по русскому языку, математике, окружающему миру – в 4 классах, по русскому языку, математике, истории, биологии – в 5 классе), но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжить образование в основной школе.

Результаты оценочных процедур по предметам (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) помогают сделать вывод о необходимости:

-организации индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся;

-определения индивидуальной образовательной траектории школьников;-определения направлений профильного обучения, расширения спектра дополнительных образовательных услуг;

-корректировки программ дополнительного профессионального образования;

-совершенствования образовательных программ, методик, технологий обучения.

Чтобы улучшить индивидуальные результаты ЕГЭ, ОГЭ, педагогический коллектив постоянно работает над повышением качества образования.

Хочу выделить ряд направлений в организации учебного процесса, которые способствуют успешной подготовке выпускников к сдаче экзамена по предметам за курс основной и средней школы:

-широкое применение в учебном процессе всех типов заданий, используемых в экзаменационной работе. В практике текущего и рубежного контроля при изучении каждой темы, раздела, курса учителя-предметники используют задания, сходные по типу с теми, которые приведены в частях 1 и 2 КИМов или близки к ним. Особое внимание обращают на задания, которые требуют систематизации знаний. В уроки обобщающего повторения по отдельным темам включают выполнение подобных заданий на основе изученных тем;

-при организации учебного процесса актуализируют ранее полученные знания не только на воспроизводящем, но и на преобразующем, творческо-поисковом уровне;

-акцентируют внимание на работу с заданиями 1 и 2 частей с учетом того, что все части экзаменационной работы включают задания разного уровня сложности.

Проведенные ВПР в апреле 2017 года показали, что большая часть обучающихся подтвердили свои оценки. В 4 классах не подтвердили оценки «5» и «4» по русскому языку, математике и окружающему миру от 4% до 8,2%, 6,2% обучающихся получили оценку «2» (имели оценку «3»). В 5 классах не подтвердили оценки «5» и «4» по русскому языку, математике от 5,7% до 10,3%, 8,2% обучающихся получили оценку «2» (имели оценку «3»). Обучающиеся, получившие оценку «5», продемонстрировали очень хорошее владение материалом; обучающиеся, получившие оценку «4», продемонстрировали стабильное владение материалом; обучающиеся, получившие оценку «2», не продемонстрировали владение материалом даже на уровне базовой подготовки. Это показывает наличие серьезных проблем в подготовке.

Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР оказывают неоценимую помощь.

Созданная система мониторинга позволяет проследить процесс развития ученика на промежуточном этапе обучения, а значит, и организовать дальнейшую систему индивидуальной работы с ребенком.

Имея результаты данных мониторингов (карты затруднений), учителя-предметники ведут работу по изучению и отбору (разработке) материалов для работы с обучающимися, которая помогает скорректировать работу так, чтобы повысилось качество образования в классном коллективе.

Анализируя задания мониторингов, видно, что для успешного их выполнения необходимо воспитывать творческую личность, тогда показатели мониторинга заметно будут улучшаться. Для развития творческих способностей обучающихся учителя начальных классов используют следующие формы работы: исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций на уроке, поиск вариантов решения, стараются не давать знания в готовом виде, учат сравнивать, обобщать, делать выводы, тщательно продумывают систему заданий.

     Для улучшения показателей нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую учителя  используют в своей практике.

В целом, результаты диагностической работы продемонстрировали достаточный уровень сформированности основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. Но данный вид диагностики удобен еще и тем, что он несёт информацию не только об успехах, но и о проблемных моментах, позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность совместно с ребенком для повышения качества знаний.

Имея результаты мониторинга, умея их сопоставить, соотнести с конкретным обучающимся и проследив динамику показателей, выделить проблемные зоны обучающихся, каждый учитель способен спланировать деятельность на уроке так, чтобы показатели каждого учащегося имели положительную динамику. Ну а для этого у педагогов есть все предпосылки: использование современных педагогических технологий: дифференцированное обучение, ИКТ, игровая – все это дает возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.