Дата публикации: 21.03.2018
Учить детей подбирать слова-синонимы, определяющие действия, называть слова, противоположные по смыслу. Упражнять, в умении подбирать слова в стихотворении, подходящие по рифме, в умении отвечать на вопросы полными предложениями. Активизировать словарь детей, используя диалогическую речь. Развивать воображение, мышление. Воспитывать уверенность в себе, находчивость.
Посмотреть публикациюМетодическая разработка
по развитию речи
Старшая группа
Воспитатель высшей категории
Саяпова Дилара Разифовна
Программное содержание:
Учить детей подбирать слова-синонимы, определяющие действия, называть слова, противоположные по смыслу.
Упражнять, в умении подбирать слова в стихотворении, подходящие по рифме, в умении отвечать на вопросы полными предложениями.
Активизировать словарь детей, используя диалогическую речь.
Развивать воображение, мышление.
Воспитывать уверенность в себе, находчивость.
Материал:
Мяч с глазами и ртом;
Маски зайца и лисы;
Два медведя (большой и маленький);
Стихи-загадки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. (Мотивация)
Дети стоят на ковре в кругу. Воспитатель: Ребята я очень рада видеть Вас!
Воспитатель:
СОБРАЛИСЬ ВСЕ ДЕТИ В КРУГ.Я — ТВОЙ ДРУГ И ТЫ — МОЙ ДРУГ!ДРУЖНО ЗА РУКИ ВОЗЬМЁМСЯИ ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНЁМСЯ
Воспитатель: А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбки
-Ребята, сегодня к нам придет гость, но он несколько необычный, не такой, как все. Он попал в окружающий нас мир и очень удивился: все, что его окружает показалось ему таким неизвестным и интересным. Вчера, когда вы все ушли домой, а я услышала тихое всхлипывание под дверью. Это был неизвестный гость. Знаете, я подумала, что мы сможем ему помочь, ведь мы столько с вами знаем. Как вы думаете?
-Но вначале вы отгадайте, что это за гость?
-Загадываю загадку:
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать.
Его бьют, а он не плачет,
А все выше, выше скачет.
(Дети отгадывают загадку)
-А вот и сам гость.
-Итак, жил-был кто? (мяч). А как сказать о нем по-другому? (мячик). А какой этот мяч-мячик, рассмотрите его (круглый, веселый, озорной, большой, красивый и т.д.)
-А какое имя ему придумаем? (Весельчак, Веселушка, Озорник, Шалунишка, Шустрик, Игрун).
-Что можно делать с мячом? (Играть, катать, бросать, подкидывать)
-Посмотрите, что мяч-Весельчак, делает сейчас?
1 действие: смотрит, рассматривает, разглядывает, радуется, улыбается и т.д.
2 действие: прыгает, подпрыгивает, скачет и т. д.
3 действие: бежит, убегает, катится и т.д.
-Ребята, как убегает мяч-мячик? (Весело, быстро, уверенно)
-Как вы думаете куда так торопится Весельчак? (В лес, в детский сад, в сказку)
-Знаете, ребята, наш мячик так торопится и так хочет много узнать нового и неизвестного.
-Как вы думаете, как мы можем назвать того, кто хочет много знать? (Любознайка, Любознайчик, Умник, Знайка и т.д.)
-Итак, оказался мячик-Любознайка в лесу.
Катится, а на встречу ему зверь невиданный с ушами длинными.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
- Интересно стало мячику и спросил он: «Кто ты?»
-Какой заяц, какими словами можно сказать о нем? (Беленький, мягкий, пушистый, быстрый, трусливый, осторожный)
-Какая шерсть у зайца? (Мягкая, пушистая, гладкая)
-Какие у него уши? (Длинные)
-Какие ноги? (сильные, быстрые)
-Придумайте предложение про зайца, чтобы в нем было слово «пушистый» («трусливый», «осторожный»)
-С чем можно сравнить зайчонка? (Как пушок, как вата мягкая; как шарик)
-Что умеет делать заяц? (Прыгать, скакать, бегать)
-Как и где ты живешь?
Почему у тебя лапы задние толстые и большие, а передние тонкие?
Зайцу тоже стало интересно он тоже задал вопросы мячику-Любознайке.
-Подружились они, катится мячик дальше видит кто-то с рыжим хвостом бежит ему навстречу.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее?..(Лиса)
-Какая лиса? (хитрая, рыжая, пушистая, ловкая и т.д.)
-Когда лиса видит свою добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно, подкрадывается).
-А когда лиса, увидев охотников убегает, как еще можно сказать, что она делает? (удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится)
-Лиса рыжая пушистая. Про кого еще можно сказать «рыжая, пушистая»? (Про белку, собаку, кошку).
-Как вы думаете, когда говорят «Хитрая», то о ком это – о лисенке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисенок (хитрый). «Хитрая лисенок» - можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисенок хитрый, веселый. Подумайте, о ком или о чем еще можно сказать «веселый»? (Танец, человек, праздник, рассказ и т.д)
-А о ком или о чем можно сказать «веселая»? (Песня, музыка, игра, сказка, пляска)
-О ком или о чем мы скажем «веселые»? (ребята, танцы, рассказы)
-Какие у нее повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек и т.д.)
Лисичке стало тоже очень интересно. Кто же это такой? И она спросила: «Как тебя зовут?»
-что ты умеешь делать?
-Скачет мячик дальше, а навстречу ему два медведя. Посмотрите, оба лохматые, оба коричневые, но один какой? (маленький, шустрый)
-Как ты о нем можешь сказать? (мишка, мишутка, малыш, медвежонок и т.д.)
-А второй какой? (большой, сильный, высокий, крепкий)
-Как о нем можно сказать? (медведь, медведище, Топтыгин, папа и т.д.)
-Слова можно делить на части - на слоги.
-Сколько частей в слове Миша? Первый слог «ми», второй «ша».
-Вот у мишки лапа. Сколько же слогов в этом слове? Давайте посчитаем, сколько слогов в этом слове, и отложим столько палочек: «лааа», «пааа». Назовите первый слог, назовите второй слог.
-Отгадайте, что я больше всего люблю? (мед, малину).
-Сколько в этом слове слогов? (ТРИ)
-Давайте посчитаем вместе: маа-лиии-нааа. (При произнесении каждой части дети выкладывают перед собой счетную палочку).
-Какой первый слог слова? (Ма). Какой второй? (Ли). Третий? (На). Всего три слога.
-Понравилось мячику в лесу, но захотелось ему обратно в детский сад к ребятам. А они в это время решили отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Знаете, у мячика есть любимая игра «Скажи наоборот». Вы хотите с ним поиграть?
И последняя загадка, которая осталась неизвестной для Любознайки. Я прочту вам стихи, но в них затерялось последнее слово. Вам нужно подобрать слово схожее по звучанию и по смыслу.
Подбираются различные стихи.
Например:
Дети в скверике сидели
И мороженое …(ели)
Не послушал Мишка папу
Отдавили Мишке … (лапу)
Итог занятия.
-Молодцы ребята с вашей помощью наш гость многое узнал для себя. Вы ему многое рассказали. Скажите, если у мячика-Любознайки вновь появятся вопросы, он сможет прийти к вам за помощью? Спасибо.
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.