Дата публикации: 22.03.2018
Посмотреть публикациюТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АСПЕКТЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.П. Кононенко, воспитатель
МБДОУ «Подгорнский детский сад «Берёзка»
с.Подгорное,Чаинский район,Томская область
За последние десятилетие наша современная наука обладает очень многими данными, которые свидетельствуют о том, что без ущерба для развития личности ребенка, невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его действительность и сила несравнимы.
За всю историю человечества уже сложилось семейное воспитание подрастающего поколения. В настоящее время общественное дошкольное образование выступает как первое звено общей системы образования.
Взаимосвязь семейного и общественного воспитания находит своё отражение в нормативно-правовых документах: Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования», «Концепция дошкольного воспитания»[4].
Именно в соответствии с этими нормативными документами меняется концепция в работе с семьёй дошкольного образовательного учреждения.
Воспитатель - это не только педагог, он непосредственно является партнёром родителей по воспитанию детей. Нужно не забывать о том что, родитель является главным педагогом в жизни своего ребенка.
Каждому воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности всех родителей, для того что бы в дальнейшем позитивно влиять на желание каждой семьи. Само изучение семьи ребенка позволяет нам как педагогам хорошо познакомиться с родителями и понять жизнь той или иной семьи. Педагогу следует познакомиться с каждой семьей, узнать их семейные традиции, уклад семьи, семейные ценности и взаимоотношения в семье, а после вышеперечисленного спрогнозировать свою стратегию взаимодействия с той или иной семьей [2].
Во взаимодействии с родителями можно использовать уже установленные традиционные формы работы педагога с родителями. Такими формами могут быть: родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы. Каждое мероприятие для родителей организую так, чтобы информация усваивалась в активном режиме. Можно проводить психологические тренинги, мастер – классы, «круглые столы», встречи со специалистами детского сада и т.д. Это делается для того, чтобы родители смогли познакомиться с программой детского сада и с возрастными особенностями детей.
Считаю, что нетрадиционные формы работы, являются более эффективными в построение взаимоотношений между родителями и педагогами. Нетрадиционные формы работы с родителями основаны на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Такими формами могут являться: проекты и родительские мастер - классы. Именно в таких нетрадиционных формах взаимодействия с родителями реализуется принцип диалога и партнерства с воспитателем группы.
Из наиболее распространенных форм подключения родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения является метод проектов. Благодаря этому у родителей повышается высокая активность, а ребенок в это время находится в зоне ближайшего развития. То, что он до этого сделал с помощью взрослого, в дальнейшем он уже сделает сам [1].
Результатами проектов могут быть: выпуски стенгазет, презентации, выставки. Практика показывает, что благодаря проектам и их результатам, кардинально меняется отношение родителей к содержанию деятельности детей.
Еще одними из нетрадиционных форм являются мастер-классы – это такие формы совместной партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего взрослого, а воспитатель выступает в роли помощника родителя-мастера, вместе с детьми он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример культуры общения и взаимоотношений с родителями. Предметом мастер-классов могут быть профессии родителей, их увлечения, семейные традиции, достижения и многое другое.
Организация таких мастер-классов требует долгой и тщательной подготовки. Перед тем как пригласить родителей посетить мастер- класс, необходимо учитывать и индивидуальные особенности родителей их отношение к собственному ребенку и отношение к детям вообще. Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то, чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может увлечь других.
Родитель - мастер должен понимать значимость своего участия в воспитании своего ребенка и всех детей группы. Именно поэтому так важно своевременное информирование родителей о том, чем мы занимаемся в детском саду. Это не только информационные стенды, фотовыставки и видеофильмы, но и приглашения на открытые занятия, проведение совместных мероприятий (развлечения, утренники, праздники и т.п.).
Результатами родительских мастер-классов могут быть: выпуски видеофильмов, стенгазеты, выставок творческих работ и фотоальбомов. Можно даже создать целую книгу, куда будут записаны рассказы детей.
По моему мнению, нетрадиционные формы работы с родителями очень эффективны. Самое главное, что благодаря этим формам меняется роль родителя от наблюдателя к субъекту образования своего ребенка. Для детей – это расширение границ познавательного и социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить ряд важных психолого-педагогических задач [3].
В ходе такого сотрудничества возрастает активность родителей и появляется желание участвовать в педагогическом процессе. Вырастают такие качественные показатели как: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
Литература:
Кисилева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Кисилева Л.С. – Москва: Айрис-Пресс, 2008. – 230 с.
Крылова, Н. М. Детский сад - Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Крылова, Н. М. –Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 284 с.
Пастухова, И. О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи/ Пастухова, И. О. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 48 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.