Конспект НОД на тему "Перелетные птицы"

Дата публикации: 03.04.2018

Кусачева Светлана Евгеньевна, Воспитатель
Калужская область, город Обнинск

Цель: - познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: - расширить представления детей о перелетных птицах: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка, овсянка, чиж, зяблик, дикая утка, гусь, лебедь. - закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, перелёт); - активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой); - развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику; - воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Конспект НОД на тему: «Перелётные птицы»(Для детей старшего и подготовительного возраста.)

Воспитатель: Кусачева С.Е.

Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

Цель:

- познакомить детей с перелетными птицами.

Задачи:

- расширить представления детей о перелетных птицах: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка, овсянка, чиж, зяблик, дикая утка, гусь, лебедь.

- закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, перелёт);

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

- воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение «Перелетные птицы».

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, куда все птицы улетают? О каком времени года рассказывается в стихотворении?

Дети. Птицы улетают в тёплые края. Это бывает осенью.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. 

 Беседа.

В природе существует огромное разнообразие птиц. Где бы ты не находился – в городском парке, на берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья и на их месте растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Как правило они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца и высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают в теплые края на зимовку.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно и голодно.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети.(Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Ребята, а кто из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой. Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. У гуся перепонки для того, чтобы быстро плавать и держаться на воде. А трясогузка плавать не умеет.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой:

- журавли, гуси, лебеди летят- клином;

- цапли, аисты – шеренгой, крылом к крылу;

- утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу;

- скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало;

- крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

Ребята, а знаете ли вы, куда же птицы улетают?

Дети. В тёплые страны.

Физкультурная минутка «Птички»

Птички начали спускаться,На поляне все садятся.Предстоит им долгий путь,Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)И опять пора в дорогу,Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)Вот и юг. Ура! Ура!Приземляться нам пора.

«Кто как подаёт голос?» (игра с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки о перелетных птицах.

- Белые полоски на груди,

В лес меня послушать приходи,

Всем одно и то же я твержу,

Беззаботно время провожу –

Мой птенец в чужом гнезде растёт,

Там куда яичко упадёт. (Кукушка).

- С виду птички не бывает проще,

Только запоёт он в тихой роще –

Замирают радостно сердца,

Услышав маленького певца. (Соловей).

- На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля).

- Из тёплых стран в апреле к нам они летят,

Под крышами из глины гнёзда мастерят.

Летят, как самолётики, изящны и легки –

Раздвоенные хвостики, собой невелики. (Ласточка).

- Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист).

- Перепончатая лапка,

Клюв широкий, как лопатка,

На воде она не тонет,

Полетит – перо уронит.

Осенью нам на прощанье

Всем помашет: «До свиданья». (Утка).

- В воде купался, а сухой остался. (Гусь).

- Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач).

Разучивание пальчиковой гимнастики «Птичка».

Птичка летала,                                   (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,            (сделать замок)

Птичка пёрышки помыла.                (вращение замком)

Птичка клювом повела                     (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,                 (соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела.                                           (скрещенные ладони делают взмахи).

Словесная игра «Подбери парное слово»

Человек – ребенок, птица - …(птенец).

Человек – нос, птица - …(клюв).

Звери – шерсть, птица - …(перья).

Рыба – река, птица - …(небо).

Курица – курятник, ласточка - …(гнездо)

Итог занятия

Воспитатель. Ребята, о каких птицах мы сегодня беседовали? Что интересного вы узнали о перелётных птицах? Что вам понравилось?

(Ответы детей).


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.