ООД по позновательно - исследовательской деятельности на тему "История простого карандаша"

Дата публикации: 04.04.2018

Галлямова Зарина Ильшатовна, воспитатель
г. Октябрьский, Республика Башкортостан

Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с историей появления простого карандаша, с технологией изготовления; - формировать у детей первичных представлений о времени. Развивающие: - развитие у детей связной речи, обогащение словаря детей словами: графит, «рубашка», шестигранный карандаш, уголь, графитовый стержень, наскальные рисунки. Воспитательные: - воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно; - воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Конспект занятия на тему:

«Путешествие в прошлое простого карандаша».

(в старшей группе)

Технология: Путешествие по «Реке времени».

Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей появления простого карандаша, с технологией изготовления;

- формировать у детей первичных представлений о времени.

Развивающие:

- развитие у детей связной речи, обогащение словаря детей словами: графит, «рубашка», шестигранный карандаш, уголь, графитовый стержень, наскальные рисунки.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Приоритетная образовательная область: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: просмотр презентации «Изготовление карандаша» и беседа с детьми; создание коллекции простых карандашей; рисование на свободную тему простым и цветными карандашами; просмотр мультфильма «Карандаш и ластик».

Используемое оборудование: проектор, ноутбук, макет костра, разные виды простого карандаша, презентация «История карандаша».

Раздаточный материал: простые и цветные карандаши, лист бумаги А4.

Форма организации деятельности: групповая.

Место проведения: музыкальный зал.

Дети  входят, встают  вокруг воспитателя на ковер.

I. Обсуждение реального события

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Палочки волшебные в руки я беру.

Ими нарисую я все, что захочу.

Домик, речку и грибочки,

Солнце, небо и цветочки.

Нравятся мне палочки, палочки такие.

Сверху деревянные, а внутри цветные.

- Ребята, вы правильно догадались, это цветные карандаши. Сегодня, я принесла вам карандаши. Посмотрите, какие они красочные и яркие.

II. Постановка целей исследования

Воспитатель: Ребята, а сейчас у меня в руках какой карандаш ?

Ответы детей: У вас в руках простой карандаш.

Воспитатель: Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке?

Ответы детей: Потому что в коробке живут только цветные карандаши, а он не цветной, а простой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что история цветных карандашей начинается с простого карандаша. Хотите узнать, как это было?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить волшебное путешествие по времени и отправиться в прошлое карандаша. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время. И сегодня мы с вами будем путешествовать по реке времени. Чтобы мы могли больше узнать об истории карандаша. Здесь расположены три острова: первый – далекое прошлое, второе – прошлое и третье – настоящее время. И мы будем их отмечать.

Воспитатель: А перенестись в давние времена нам помогут «волшебные часы». Закройте глаза. Постарайтесь услышать тиканье часов. (слайд 2)

  Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так. Время отмеряет шаг. Стрелки мы переведем, Сразу в древность попадем.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение предметного материала. (слайд 3)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы попали? В какое время?

Ответы детей: Мы попали в древний мир.

Воспитатель: Правильно ребята, это древний мир, и живут здесь древние люди. Как вы думаете, где они жили?

Ответы детей: Древние люди жили в холодных пещерах.

Воспитатель: Как они грелись?

Ответы детей: Они разжигали огонь и грелись.

Воспитатель: Давайте присядем у костра.

Воспитатель: Интересно, почему мы попали именно в это время?

Как вы думаете, древние люди рисовали?

Ответы детей: Да, рисовали.

Воспитатель: А где они рисовали?

Ответы детей: Древние люди рисовали на скалах, в пещерах.

Воспитатель: Что изображали в своих рисунках?

Ответы детей: Они рисовали самих себя, как они охотились.

Воспитатель: А чем же рисовали древние люди?

Ответы детей: (предположение детей)

Воспитатель: Действительно, древние люди рисовали. Они рисовали углем и изображали на скалах, в пещерах то, что видели, что их окружало. Это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени.  (слайды 4-9)

Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше. Давайте отметим картинкой на «реке времени» первый остров. 

Проговаривание слов: (слайд 10)

Тик-так, тик-так. Время отмеряет шаг. Стрелки мы переведем, Сразу в древность попадем. (слайд 11)

Воспитатель: Как вы думаете, почему мы попали именно сюда?

Ответы детей: (предположение детей)

Воспитатель: Оказывается, давным-давно, в Англии, пастухи пасли овец и увидели на земле какое — то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.

Назвали это вещество — графит (слайд 12). В дальнейшем стало понятно, что графитом можно рисовать и писать. Из него вручную стали вытачивать ПАЛОЧКИ и использовать их для рисования (слайд 13).

Пользоваться графитом было неудобно, он сильно пачкал руки. Тогда люди стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались? Ребята, а вы как думаете?

Ответы детей: Люди зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой

Воспитатель: Молодцы, вы предложили много разных вариантов.

Воспитатель: Позже французский химик Николя Конте предложил изготовить «рубашку» для графита: поместить графитовые стержни в деревянные оболочки. (слайд 14) Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли именно так. Почему?

Ответы детей: Это «одежда» для карандаша.

Воспитатель: Тот же французский химик Николя Конте в 1795 году (а также другие ученые из других стран) придумал изготавливать графитовые стержни из графитовой пыли. Как вы думаете, как? Эту технологию с небольшими изменениями используют и теперь. Хотите посмотреть? Тогда нам нужно отправиться в настоящее время. Давайте отметим остров и в путь (Отмечаем остров картинкой). 

Проговаривание слов: (слайд 15)

Тик-так, тик-так. Время отмеряет шаг. Стрелки мы переведем, Сразу в настоящее время попадем. 

Воспитатель: Вот мы и вернулись в настоящее время (слайд 16). Давайте посмотрим, как же изготавливают простые (графитные) карандаши (Видео). Вот так происходит изготовление простого карандаша.

Воспитатель: А теперь пора время отдохнуть.

Физминутка: «Мы рисуем»:

Карандаш был сделан длинным Из графита и из глины. Чтоб мы могли карандашом На листочке на большом Что угодно рисовать, Даже буковки писать.

Вот зайки скачут по дорожке. А мышка спряталась от кошки. Вот птичка зернышки клюет. А вот медведь большой идет.

Довольны все карандаши: Рисунки наши хороши!

Воспитатель: Как вы думаете, как же изменился простой карандаш со временем? Какие современные простые карандаши вы видели? Хотите посмотреть?

Дети рассматривают различные карандаши.

Воспитатель: Вначале карандаши были круглой формы, затем придумали шестигранный карандаш. Со временем «рубашка» карандаша менялась, кроме деревянных, появились пластиковые «рубашки». Яркие и красивые современные простые карандаши часто имеют резинку, позволяющую быстро стереть, написанное. Карандаши верно и надежно служат людям много лет (слайд 17). Строителю (слайд 18), учителю (слайд 19), художнику (слайд 20), мультипликатору (слайд 21),космонавту (слайд 22). Так же карандашами рисуют прекрасные картины, портреты (слайд 23), пейзажи (слайд 24). Карандашами не только рисуют, но и делают из них поделки (слайд 25-28).

IV. Оценка результатов деятельности (Рефлексия)

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу.

Кто из вас узнал что-то новое для себя?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Что вам понравилось больше всего?

Вы можете на листочке нарисовать любыми карандашами (простой карандаш, восковые мелки, цветные карандаши) то, что вам понравилось во время нашего путешествия. А перед тем как нарисовать рисунок, давайте проведем гимнастику для наших пальчиков.

Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом».

(самомассаж пальцев и ладоней с помощью карандаша)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.(рисуют рисунки)

На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.