«Основные проблемы несовершеннолетних, способы профилактики и коррекции»

Дончевская Наталья Михайловна, воспитатель
Краснодарский край станица Павловская

Поделиться опытом работы с несовершеннолетними.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru


Тема: «Основные проблемы несовершеннолетних, способы профилактики и коррекции»

Нарастание социальной напряженности порождает негативные процессы во всех слоях общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных отношений, родственных связей, росте безнадзорности и бродяжничества, совершении несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений. Поэтому реальностью сегодняшнего дня является рост неполных и проблемных семей, внутрисемейных конфликтов, числа детей - социальных сирот. Это влечет за собой рост правонарушений и беспризорности среди детей и подростков, рост наркомании и алкоголизма. Количество пьющих, уклоняющихся от своих обязанностей родителей возрастает. Многие родители не уделяют своим детям должного внимания.

Воспитательная работа в современной школе, клубах, внешкольных учреждениях также претерпела изменения. Стали часто проявляться такие отклонении в поведении, как нежелание идти в школу, бродяжничество, употребление ненормативной лексики, агрессивность, жестокость, административно наказуемое хулиганство, мелкие хищения.

В ГКУ СО КК «Павловский СРЦН» проживают несовершеннолетние дети из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни, а также дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без родительского попечения.

Научно доказано, что среда, в которой воспитывался ребенок, напрямую накладывает отпечаток на его интеллектуальное, социальное развитие в целом. Поэтому воспитанники нашего Центра имеют общие характерные особенности:

– низкая учебная мотивация;

– не актуализированная потребность в общении;

– конфликтность и агрессивность по отношению к окружающим;

– нежелание подчиняться правилам;

– проблемы в поведении;

– низкий уровень знаний;

– нежелание принимать себя в статусе «ученика» школы, «воспитанника» Центра;

– нежелание участвовать в какой-либо деятельности, инертность.

Работа воспитателей в решении данных проблем воспитанников центра включает следующие направления работы:

1. Помощь в обучения воспитанников в школах.

2. Профилактика правонарушений и асоциального поведения.

3. Организация досуга несовершеннолетних.

Каждое из направлений важное и является частью ядра социально-педагогической работы в целом, но положительных результатов, в короткий период пребывания (3 месяца) в социально-реабилитационном Центре, быстрее всего можно добиться именно в организации досуга несовершеннолетних.

Для воспитанников социально-реабилитационного центра характерно социально-культурное отчуждение и поэтому необходимо помочь каждому из них проявить себя, найти занятие по душе. Ведь зачастую самые неуспевающие в школе и нарушающие режим воспитанники, участвующие в досуговой деятельности, в итоге становятся главными помощниками, организаторами, инициаторами разного рода творческих мероприятий.

Для разностороннего развития воспитанники привлекаются к участию в конкурсах, спортивных эстафетах, праздниках, поскольку обеспечение занятости в общественно-значимой деятельности формирует нравственные нормы поведения, развивает потребность в самореализации.

В Центре для несовершеннолетних организовываются тематические праздники: «Здравствуй, осень»; Новый год; День защитника Отечества; Мисс Центр; Масленица; День Победы; Пасха, День семьи, День защиты детей, День семьи.

Для организации досуга несовершеннолетних в Центре были разработаны программы:

– программа «Ловкие пальчики», направленная на развитие творческих способностей, определение культурных ориентиров воспитанников;

– «Летний калейдоскоп» – программа организации летнего отдыха воспитанников в условиях реабилитационного центра;

Организация досуга воспитанников – это, прежде всего, использование разнообразных форм работы, например, таких как:

– «Информационный стенд» – для наглядного отражения деятельности Центра. Содержанием являются тематические, познавательные и юмористические рубрики «Это интересно», «История праздника», «Вредные советы или о том, как себя вести», где дети делятся впечатлениями о прошедших мероприятиях и узнают много интересного о знаменитых людях, о героях, о событиях;

– Выставка детских работ «Наше творчество» – представление творческих работ воспитанников, что, несомненно, способствует активизации творческого потенциала.

Очень важно сформировать положительные модели поведения воспитанников в свободное время, научить их социально полезно организовывать свой досуг, помочь раскрыть сферу интересов, вовлечь в дела, которые способствовали бы их духовному умственному и физическому развитию.

Кругозор воспитанников расширяется через посещение ими культурно-досуговых учреждений, поскольку именно так можно передать и получить большой объем информации. Например, при проведении экскурсии в краеведческий музей воспитанники узнают историю, народные обычаи и традиции нашего края. Посещение аквапарка помогает привитию ценностного отношения к здоровью. Библиотечные уроки в детской районной библиотеке затрагивают многие значимые аспекты жизни и приучают любить и беречь книгу. Кроме того, посещение культурно-досуговых учреждений помогает вырабатывать и прививать такие положительные привычки, как правильное поведение в общественных местах.

Выстроенная система взаимодействия с учреждениями культуры станицы Павловская, благотворительными и общественными организациями позволяет реализовать практически все задачи социокультурной реабилитации воспитанников:

Привлекая воспитанников к участию в социально-ориентированных акциях, решается одна из важнейших задач по развитию нравственных качеств:

Трудовые десанты:

– уборка памятников героям ВОВ;

- высаживание деревьев в зоне отдыха, на берегу реки Сосыка станицы Павловская

Участие в акциях не только позволяет правильно и последовательно формировать детский коллектив, но и предоставляет возможность каждому воспитаннику почувствовать меру ответственности за выполняемые дела и поручения. У детей повышается чувство собственной значимости и востребованности. И, самое главное, подростки «открывают» границы учреждения и расширяют рамки общения.

Особое место в досуговой деятельности занимают тематические акции «Синяя лента апреля», «Здоровая Кубань», «Мой друг - Телефон Доверия», «Безопасный Интернет» и др.

Социокультурная реабилитация – это постоянное создание условий для развития культурного, творческого, умственного, физического потенциала воспитанника.

Крайне важно, чтобы воспитанник смог попробовать себя в творческой деятельности и выбрать самостоятельно занятие по душе.

В заключенииможно сказать: занимаясь социокультурной реабилитацией воспитанников через включение их в досуговую деятельность, восполняется основная потребность детей в отдыхе, в гармоничном развитии личности, в общении, самореализации и творчестве, в положительных эмоциях. Воспитанник приобретают определенный жизненный опыт, который помогает адаптироваться не только в школьной, но и во взрослой, самостоятельной жизни. Надо стараться добиваться того, чтобы дети и подростки узнали себя, свои возможности, свои способности, чтобы у них была адекватная самооценка, а это, в свою очередь, дает им основание чувствовать себя уверенными, успешными, т.к. люди с адекватной самооценкой ориентированы на успех.

С уверенностью можно сказать, что досуговая деятельность не только отвлекает воспитанников от различного рода правонарушений, злоупотреблений, но и показывает многообразие и интересы мира, учит их вести здоровый образ жизни, способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Воспитатель ГКУ СО КК «Павловский СРЦН» Н.М. Дончевская

Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.