Сценарий праздника «Необычные приключения в народной сказке» для детей начальной школы

Красильникова Марина Николаевна, педагог дополнительного образования
Кемеровская обл. пгт. Краснобродский

Цель: Формировать интерес к истокам русской старины, её традициям, фолклору, культуре, творчеству. Задачи: - продолжать знакомство с жанром народного фольклора; - развивать интерес к сценическому искусству по мотивам народных сказочных персонажей; - воспитывать интерес к русской народной культуре.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru


Сценарий праздника «Необычные приключения в народной сказке» для детей начальной школы

Цель:

Формировать интерес к истокам русской старины, её традициям, фолклору, культуре, творчеству.

Звучит русская народная песня «Вижу чудное приволье».

Под эту музыку дети входят в зал, красочно оформленный на тему праздника.

Педагог предлагает детям поиграть в игру : «Завалинка».

Как сегодня поутрудети поскоком

мы затеяли игру –двигаются по

Развесёлую «Завалинку».кругу

Эй, Серёжи, Тани, Валеньки,

Разбегайтесь по полянке

Потанцуйте все вприсядку,танцуют вприсядку,

Быстро в парах покружитесь,кружатся в парах

Крепко за руки держитесь.

Ну а дальше не зевайтедети расходятся по залу

За командой успевайте

На завалинку садитесь,на слово «стоят»

Я пятнаю тех ребят,ведущий начинает «пятнать» детей,

Что не сели, а стоят.которые не успели сесть

С окончанием игры, дети садятся на стульчики – к окну и стене (через одного), одинаковое количество с одной и с другой стороны зала.

В дверь стучится почтальон.

Почтальон обращается к детям:

«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Почтальон я непростой нёс пакет вам дорогой. Что в пакете я не знаю. Может, вместе отгадаем?» Передаёт пакет, разукрашенный народным орнаментом, ведущей праздника.

Ведущая берёт у почтальона пакет, достаёт из него необычный расписной сундучок – шкатулку, открывает его волшебным ключом, и показывает детям аккуратно сложенный конверт в котором записка с загадкой.

Ведущая читает загадку: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке. А всего одна игрушка!»

Ведущая:«Ребята, давайте отгадаем, что это за подружки?!»

Ведущая:

- Правильно ребята – эти подружки, распрекрасные матрёшки - веселушки!

Ребята, а знаете, кого мы сегодня ждём на наш праздник? Вы наверно уже догадались, что этой гостьей будет Матрёшка!

А ты, добрый почтальон устал наверно, работа твоя нелёгкая, всё на ногах, да на ногах, повеселись и ты на нашем празднике! Вот, присаживайся к гостям и наслаждайся праздником!

Мы с вами уже знаем, что это русские мастера – умельцы изготавливают эти замечательные игрушки, затем красочно по-разному их расписывают. Любуешься их работами не налюбуешься. Всегда матрёшки красивы, да нарядны.

За дверью слышится стук, царапанье, ворчание.

Ведущая:

- Кто бы это мог быть? Может быть это наша Матрёшка, которую мы на наш праздник ждём?

В зал входит хромая, недовольная Баба Яга с метлой, грозит ею детям.

Баба Яга:

- Фу – фу, сколько здесь противных, крикливых, баловных детей! Ужасно, как я не люблю этот детский шум! На праздник собрались, да? А я вот вам всем праздник то ваш испорчу, и вообще его отменю. Потому, что вы свою гостью – Матрёшечку, так и не дождётесь! (смотрит на детей зло, ехидно, куражится).

Ведущая:

- Уходи противная Баба Яга! Мы тебя на наш праздник не звали, не мешай нам, мы ждём Матрёшку!

Баба Яга:

- Ага, как же, так и послушала! А, знаете ли вы, несносные, плохие, коварные маленькие безобразники о том, что ваша подружка Матрёшка у меня в избушке на курьих ножках заперта?

Ведущая:

- Баба Яга, а зачем тебе понадобилась наша Матрёшка?

Баба Яга:

- Как это зачем? Я уже старо-древняя, слепая стала, немощная, вот мне ваша Матрёшечка и пол в избушке помоет, и дрова заготовит, и обед приготовит, и по грибочки, по поганочки сходит, да во всём мне помощницей будет! А ослушается, то я её в котле чугунном сварю – закопчу вместе с поганками, да с пиявками!

Ведущая:

- Какая же ты злодейка, Баба Яга! Вот посмотри сама, как ребята ждут Матрёшечку.

Входит Добрый Молодец, оглядывается, озирается по сторонам.

Добрый Молодец:

- Шёл я по дороге, услышал шум. Ах, вот кто здесь, Бабка Ёжка – Костяная Ножка! Там где она, там и беда! Что опять натворила, Карга старо-древняя? Нет на тебя, злодейка никакой управы.

Ведущая:

- Она нашу подружку Матрёшку похитила, в скрипучей избушке своей держит взаперти.

Добрый Молодец:

- А вы, ребята не печальтесь, веселитесь! Баба Яга не выносит когда кто то радуется, у неё от этого голова болит и зуб единственный ноет! Больше шумите, громче радуйтесь! Только тогда своего добьётесь, и вернёт вам старая злодейка вашу Матрёшку!

Так что дуйте в дудки, бейте в ложки,

Выручаем мы Матрёшку.

Дети играют на музыкальных инструментах (дудках, ложках, металлофоне и других музыкальных инструментах) русскую народную мелодию «Калинка» или «Барыня».

Баба Яга:

- Фу, фу, расшумелись тут, даже в лесу ваш гвалт слышен, никакого покоя от вас нет! Забирайте вашу Матрёшку, только не шумите так, что в лесу слышно! Загадку вот только отгадайте. А то получается, что я вам за так Матрёшку возвращаю. А я ведь тщеславная, себялюбивая. Не пристало мне просто за так уступать людям. Отгадывайте загадку:

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

Какой?

Дети:

-Ступа!

Баба Яга:

- Молодцы! Отгадали!

В зал входит Матрёшка под русскую народную музыку: «Во поле берёзонька стояла…» - дети поют эту песню.

Матрёшка:

- Здравствуйте ребята, спасибо вам за то, что меня от злой Бабы Яги вызволили!

Выходит ребёнок, читает стихотворение для «Матрёшки»:

Будь здоровой, будь счастливой!

Будь, как солнышко красивой!

Будь, как звонкий ручеёк!

Будь, как бабочка игривой!

Будь всегда трудолюбива!

И расти большой, большой,

Вот такой, такой, такой!

(все дети поднимают руки вверх!)

Матрёшка:

- Спасибо, вам ребята за добрые пожелания!

Ведущая:

- Солнце в небе ярче светит,

Ему радуются дети.

В хоровод скорей вставайте,

И друзей всех приглашайте!

В хоровод и ты вставай, испекли мы каравай!

Каравай, каравай веселее подпевай!

Дети вместе с Матрёшкой играют в русскую народную игру «Каравай».

Ведущая:

- Матрёшка, а из круга мы тебя не выпустим, пока ты с нами не поиграешь в игру: «Не выпустим.»

Выходит Добрый молодец и предлагает станцевать танец: «Приглашение».

(дети танцуют)

В зал вбегают два скомороха и пляшут «Комаринского».

Первый скоморох:

- Вы ребята так спешили,

Танцы, песни разучили.

Второй скоморох:

- А стихи то вы прочтёте,

Так, как пляшете, поёте!

Первый скоморох:

- Вот порадуйте Матрёшку,

Заодно и скоморошек! Матрёшка и скоморошки усаживаются на стулья, чтобы полушать, как дети читают стихи.

Дети читают стихи:

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой, - будет третья за второй!

Половинку отвинтили плотную, притёртую.

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Вынь её и посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней живёт шестая.

А в шестой седьмая, а в седьмой восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные, в ряд сёстры-куколки стоят.

- Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы: - восемь!

Матрёшка и скоморошки благодарят детей за хорошие стихи про матрёшек.

Скоморошек первый:

- Стихи вы знаете, а вот про сказки никто ни слова не сказал. Ребята, а вы много сказок знаете?

Дети:

- Да, много.

Скоморошек второй:

- А вот мы сейчас проверим! Я буду вам показывать картинки – иллюстрации из сказок, а вы будете отгадывать, называть эти сказки.

Скоморошки по очереди показывают иллюстрации из книг русских народных сказок, а дети называют их.

Герои праздника подхваливают детей.

Ведущая:

- Вы ребята слышали про небылицы.

Первый скоморох:

- Я знаю одну потешную небылицу. Вот послушайте. Вместе посмеёмся.

Появляется Баба Яга….(идёт подмигивает, всем улыбается, делает вид виноватый, застенчивый)

Баба Яга:

- Друзья простите меня, ведь вы мою вредную натуру от зла вылечили. Я сегодня вместе с вами, тоже хочу веселиться на празднике Матрёшки. Может вы, ребятушки частушки петь умеете? Если не умеете петь частушки, то я вас научу. Вот послушайте мою частушку про мою бессменную помощницу метлу.

Баба Ягапоёт частушку:

- Без метлы мне не летать,

Следы нечем заметать,

Горе, горе у Яги,

Если нет у ней метлы!

Ведущая:

- Молодец Баба Яга, мы и не знали, что ты такая талантливая певунья!

(Баба Яга делает вид добродушный, застенчивый)

Ведущая:

- Наши дети тоже умеют петь весёлые частушки. Они их для праздника Матрёшки выучили.

(дети поют частушки)

1 ребёнок:

Ах, матрёшки, ах матрёшки

Раз, два, три, четыре, пять…

Все упали на пол с полки

Я устала вас считать.

2 ребёнок:

Собирала я матрёшек,

Помещала всех в одну.

Как они все помещались,

Я сама и не пойму.

3 ребёнок:

Ах, матрёшки, вы матрёшки

Ротик улыбается,

Что вы нравитесь всем детям

Никто не сомневается

4 ребёнок:

Ах, матрёшки вы матрёшки

Глазки голубые,

Кто придумал вас для нас,

Милые такие!

Матрёшка:

- Молодцы ребята, мне понравились ваши замечательные частушки!

В зал вбегает испуганный, шумный леший.

Леший:

- Что за шум, что за гвалт? Что за праздничный наряд?

Я спокойно спал под кочкой, целых три подряд денёчка. И видал в прекрасном сне:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из под собаки лают ворота.

Крыши испугались, лают на ворон,

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

Лошадь ела кашу, а мужик овёс.

Лошадь села в сани, а мужик повёз…

Баба Яга:

- Ну ты тут и наплёл, ничего не разобрать, всё перепутал!

Ведущая:

- Успокойся Баба Яга, ничего страшного, мы так с ребятами тоже развлекаемся, когда сочиняем небылицы и путаницы.

Баба Яга:

- Ишь, Лешуга, и здесь себе заступничков, нашёл! А то бы я, тебе метлой так задала по шее, за твои пакостные делишки. Признайся, как ты людей в дебри заманиваешь. Да так, что они выбраться из леса не могут. Во всём бы ты всех путал, да перевёртывал. С тем видать сюда и явился нечистый дух!

( леший пятиться назад, от Бабы Яги руками закрывается)

Матрёшка:

- Хватит вам ссориться, здесь. на моём празднике место только доброму веселью. Давайте лучше посмотрим на хороводный танец, который нам ребята приготовили:

(дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив)

Любят очень нарядиться

Деревянные сестрицы,

Ой, лю - ли, лю –ли, лю – ли чернобровы, круглолицы

(дети качают головой от плеча к плечу)

Любят яркие одёжки деревянные матрёшки.

Ой, лю - ли, лю –ли, лю – ли деревянные матрёшки

(дети кладут руки на пояс, делают полуоборот вправо, влево)

Как матрёшка одевалась,

В сарафанчик наряжалась

Ой, лю - ли, лю –ли, лю – ли в сарафанчик наряжалась.

(дети поднимают руки, два раза поворачиваются на месте и снова продолжают хоровод)

Как у нашей у матрёшки

сарафан упрятал ножки

Ой, лю - ли, лю –ли, лю – ли сарафан упрятал ножки

(дети приседают на корточки)

Как матрёшки заплетались,

Да платочком укрывались

Ой, лю - ли, лю – ли, лю – ли да платочком укрывались.

(дети изображают, будто они плетут косу и завязывают платок)

Чернобровы, круглолицы,

Очень дружат все сестрицы.

Ой, лю - ли, лю – ли, лю – ли очень дружат все сестрицы.

(дети поднимают руки вверх и собираются в центре хоровода, затем отходят назад)

Что случилось милый друг?

Кто – то спрятал всех подруг

Ой, лю - ли, лю – ли, лю – ли кто-то спрятал всех подруг.

(дети от удивления разводят руками)

Ты не бойся, дорогой

Они сидят одна в одной.

Ой, лю - ли, лю – ли, лю – ли они сидят одна в одной.

(на слова «одна в одной» делают два хлопка в ладоши).

Леший:

- Всё ваши дети умеют - и петь, и плясать, и на разных инструментах играть, и хороводы водить, и загадки отгадывать, игры знают задорные. А про скороговорки ваши ребята слышали?

Дети:

- Слышали (другие варианты ответов детей)

Матрёшка:

- Ты Леший не хвались! Я то знаю, что ты даже простые слова порой непонятно произносишь. Вот проговори хотя бы эту простую скороговорку:

«Ткёт ткач ткани на сарафан для Тани»

(леший пытается произнести скороговорку, да только больше запутывается)

1Матрёшка:

- Вот, по делом тебе, выскочка, не будешь больше умничать, что б самому глупо не выглядеть.

По залу важно прогуливается Добрый Молодец, машет ярким платком.

Матрёшка:

- Какой красивый платок!

Добрый Молодец:

- Матрёшка, я хочу тебе его подарить. Платок тебе понравился? Это тебе на праздник мой подарок!

Матрёшка:

- Спасибо, тебе Добрый Молодец! Платочек горит как огонёк! Так и хочется пригласить ребят поиграть в игру «Гори, гори ясно»

(Матрёшка приглашает Доброго Молодца и детей поиграть в игру)

Матрёшка:

- Молодцы ребята, весёлая игра у нас получилась!

Ведущая:

- У ребят для тебя Матрёшка, сюрприз приготовлен, и он тебе понравиться

(дети несут в руках рисунки с изображением матрёшек, каждая матрёшка расписана в соответствии с региональным признаком, дети подходят к Матрёшке и называют каждый, свою)

- Загорская!

- Полхов – Майдан!

- Сергиево – Посадская!

- Вятская!

- Семёновская!

Ведущая:

- Наши дети, давно познают искусство народных мастеров! Сами стараются правильно расписывать силуэты матрёшек, в соответствии с заданной росписью, по народной игрушке!

Матрёшка:

- Не ожидала я, что ребята знают так много обо мне и о моих матрёшках сестричках, даже их портреты расписали и мне подарили! Молодцы! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Ловишки». Правила игры вы, ребята знаете. Вы часто в неё играете на прогулке. Только никто не соглашается быть голящим. Назначим его по считалочке. Вставайте в кружок.

Раз малина, два малина,

Ела ягоды Марина.

И в корзине у Марины не осталось ничего.

Кто по ягоды пойдёт, тот корзиночку найдёт.

(Матрёшка и герои праздника играют в игру «Ловишки»).

Выходит Баба Яга, потягивается, зевает.

Баба Яга:

- Устала я, утомилась, ноги подкашиваются от ваших игр, да плясок. До избушки мне пора. Отдохнуть бы, да сил набраться. (обращается к Лешему)

- ну, что Лешуга, пошли домой, в лес. Лес то у нас, без догляду, кабы чего не случилось! (Баба Яга и Леший прощаются с детьми и гостями праздника)

Матрёшка:

- Мне, тоже пора к сёстрам матрёшкам. Их тоже сегодня пригласили в детские сады на праздники.

Ведущая:

- Закончился наш праздник! Спасибо всем, кто играл, пел, плясал, стихи рассказывал, и тем, кто гостем на наш праздник пришёл! До скорой встречи друзья!

Литература:

Швайко, Г.С. Фольклор на занятиях по изобразительному творчеству в детском саду. [Текст]/ Г.С. Швайко. - Москва - Владос, 2000.-174с.

Штейне, Н.Ф. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 7 – 10 лет. Конспекты занятий. [Текст]/ авт. - составитель Н.Ф. Штейне. – Волгоград: ИТД Корифей, 2012. – 128с.

Яковлева, Т. Н. Фольклор для детей. Методическое пособие. [Текст] /авт – составитель Т.Н. Яковлева. Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128c.

Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.