Русский язык "Учимся писать изложение" 3 класс

Шиш Лариса Валентиновна, учитель начальных классов
г. Владивосток

 Совершенствовать умения в анализе текста.  Закрепление навыков составления плана теста. Задачи:  Обобщить полученные знания о тексте;  Работать с толковым словарём В.И. Ожегова.  Продолжить формировать умение составлять предложения;  Развивать речь учащихся;  Совершенствовать мыслительные операции;  Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;  Развивать навык оценки и самооценки.  Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;  Воспитывать уважение к товарищам. Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru


Тезисы к уроку русского языка.

Урок проводится по УМК «Начальная школа XXI века» в 3 классе.

Тема урока «Учимся писать изложение».

Цели урока:

Совершенствовать умения в анализе текста.

Закрепление навыков составления плана теста.

Задачи:

Обобщить полученные знания о тексте;

Работать с толковым словарём В.И. Ожегова.

Продолжить формировать умение составлять предложения;

Развивать речь учащихся;

Совершенствовать мыслительные операции;

Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;

Развивать навык оценки и самооценки.

Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;

Воспитывать уважение к товарищам.

Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз

Планируемые результаты:

Личностные: Способность к самоорганизованности, преодолевать трудности.

Метапредметные: Умение работать в информационной среде. Владение основными методами познания окружающего мира (синтез).

Предметные: Воспроизводить по памяти прочитанный текст с помощью вопросов. Характеризовать тип текст. Контролировать свою деятельность. Обнаруживать и исправлять допущенные ошибки. Осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах.

Оборудование: С. Иванов учебник для 3 класса. М. «Вентана - Граф», 2012; толковый словарь В.И. Ожегова, карточки, компьютер с мульмедиапроектором, карточки.

Урок начинается определения с темы и целей урока, определение планируемых результатов.

Новый материал

Чистописание.

Новый материал (Продолжение)

- Знакомство со значением слова абзац.

- Первичное чтение текста.

- Беседа по содержанию.

Словарная работа.

- Работа с толковым словарём В.И. Ожегов (Бережный бережливый).

Составление плана текста.

Словарная работа:

- работа с синонимами;

- работа со знаками препинания;

- работа над орфографией.

Индивидуальная работа запись текста в тетрадь.

Физминутка «Ах, как долго мы писали».

Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Рефлексия.

Итог урока.

Слайд - 1

Тема урока: «Учимся писать изложения».

I. Чистописание.

М м // М м //

Слайд - 2

По асфальту я скачу, Через двор в траву лечу. От друзей меня не прячь, Поиграй-ка с ними в... (мяч) 

Он забавный и смешной, Вместе скачет он со мной. Ловко прыгает как зайчик Полосатый, круглый… (мячик)

- Запишите любую загадку и отгадку к ней.

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

(писать изложение)

- А как мы подготовимся к этой работе?

(познакомимся с текстом, составим план, подберем синонимы, для того чтобы текст был красивее, обратим внимание на знаки препинания, на правописание слов, выберем опорные слова из текста, составлять текст по плану.)

II. Изучение нового материала

Актуализация знаний

- Что вам известно о предложениях?

(Предложения состоят из слов и выражают законченную мысль.)

(В предложении слова всегда стоят в определённом порядке.)

(Предложения различаются по цели высказывания и по интонации)

- С какой целью произносятся или пишутся предложения?

(С целью сообщить что – то;

С целью спросить о чём – то;

С целью приказать кому – то или попросить кого – то.)

- Как называется часть текста, которая пишется с красной строки?

(Абзац)

Слайд - 3

Работа с толковым словарём В.И. Ожегова.

Абзац – Красная строка, отступ в начале строки.

Абзац – Текст между двумя такими отступами.

- Как мы в тетради будем писать новый абзац?

Знакомство с текстом.

Слайд - 4

- Прочитайте текст. Сколько в нём абзацев?

(3)

Хороший мяч прислал внуку дедушка из Москвы. Мяч был тугой и блестящий. В нём всё отражалось, как в зеркале. Все ребята любовались мячом, гладили его руками. Они горели желанием поиграть с ним.

Алёша жалел мяч. Он положил его в сетку и повесил над кроватью. Каждый день мальчик стирал с него пыль.

А время шло и шло. Пересох мяч. Лаковая плёночка на нём треснула. Стал выходить воздух. Приехал дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал головой. «Долго жил мяч, а радости не принёс», сказал он.

Беседа по содержанию.

Что прочитали?

(Рассказ, текст.)

Докажите, что это текст.

(Несколько предложений, связанные между собой по смыслу, все про мяч.)

Определите тему этого текста. (Про мяч.)

Почему Алёша не играл с мячом?

Каким стал мяч со временем?

Почему дедушка расстроился, когда увидел мяч?

Что значит, бережно относится к подаркам?

Слайд - 5

Работа с толковым словарём В.И. Ожегова страница 44.

Бережный – заботливый, внимательный и осторожный. Бережно (наречие).

Бережно обращаться с предметами.

- Можно ли мальчика назвать бережливым?

Бережливый – бережно относящийся к имуществу, расчётливый, экономный.

Слайд - 6

Повторение схемы текст – повествование сменяющие друг друга последовательные события.

Схема План Используй

Начало действия. Что случилось? Однажды…

Развитие действия. Где? Почему? Как? Как – то раз... Когда – то…

Кульминация Когда? Вдруг… И вот… Вот и всё

Итог, конец.

IV. Работа по составлению плана

Слайд – 7

Хороший мяч прислал внуку дедушка из Москвы. Мяч был тугой и блестящий. В нём всё отражалось, как в зеркале. Все ребята любовались мячом, гладили его руками. Они горели желанием поиграть с ним.

Алёша жалел мяч. Он положил его в сетку и повесил над кроватью. Каждый день мальчик стирал с него пыль.

А время шло и шло. Пересох мяч. Лаковая плёночка на нём треснула. Стал выходить воздух. Приехал дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал головой. «Долго жил мяч, а радости не принёс», сказал он.

- Прочитайте текст.

- Сколько абзацев можно выделить в данном тексте?

Вопросы в конце текста являются ключевыми вопросами к каждой части.

Прочитайте каждый вопрос и найдите ответ на него.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Ответу на определённый вопрос соответствует один абзац.

Озаглавьте текст. («Мяч»)

- Какие слова называют в русском языке синонимами?

(Слова одинаковые по значению.)

- Какой текст называется, текст – повествования?

(Это текст, в котором сообщается, повествуется о каких – нибудь событиях.)

Слайд – 8

Заголовок «Мяч».

План.

Подарок дедушки.

Алёша бережёт мяч.

Мячик испортился.

Слайд – 9

Словарная работа.

Объясните смысл выражений: Гореть желанием поиграть, приносить радость.

Гореть желанием поиграть – выражать огромное желание.

приносить радость – дарить положительные эмоции, поднимать настроение.

Подберите синонимы к словам:

блестящий, тугой.

Блестящий – сверкающий от новизны, тугой - упругий.

Обратите внимание на знаки препинания в предложениях:

В нём всё отражалось, как в зеркале.

«Долго жил мяч, а радости не принёс», сказал он.

Обратите внимание на правописание слов:

Отражалось, любовались, желание, положил, не принёс

Запись на доске опорных слов.

Слайд - 10

Тугой и блестящий мяч; отражалось, как в зеркале; любовались мячом; горели желанием поиграть.

Жалел мяч; повесил над кроватью; стирал с него пыль.

Время шло; мяч пересох; «долго жил мяч, а радости не принёс».

Запишите текст в тетрадь.

Слайд - 11

III. Физминутка

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) 

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.) 

Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.) 

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) 

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) 

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,(Посмотреть вниз.)

 Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Проверка.

- Что знаете о мяче?

Работа с толковым словарём В.И. Ожегова, страница 373

Слайд - 12

Мяч – Предмет для игры сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при ударе отскакивает от твёрдой поверхности.

Запись под диктовку.

Мяч под кресло закатился и лежит там, затаился.

Составьте и запишите свое предложение о мяче.

О чём говорится в предложении?

( о мяче)

Мяч что сделал?

(закатился, лежит, затаился).

Слайд - 13

V. Спасибо за работу!

Приложение

Хороший мяч прислал внуку дедушка из Москвы. Мяч был тугой и блестящий. В нём всё отражалось, как в зеркале. Все ребята любовались мячом, гладили его руками. Они горели желанием поиграть с ним.

Алёша жалел мяч. Он положил его в сетку и повесил над кроватью. Каждый день мальчик стирал с него пыль.

А время шло и шло. Пересох мяч. Лаковая плёночка на нём треснула. Стал выходить воздух. Приехал дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал головой. «Долго жил мяч, а радости не принёс», сказал он.

Карточка помощница

Мяч.

План.

Подарок дедушки.

Алёша бережёт мяч.

Мячик испортился.

Опорные слова

Тугой и блестящий мяч; отражалось, как в зеркале; любовались мячом; горели желанием поиграть.

Жалел мяч; повесил над кроватью; стирал с него пыль.

Время шло; мяч пересох; «долго жил мяч, а радости не принёс».

Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.