Формирование экологических знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую и предметно-практическую деятельность.

Дата публикации: 02.01.2020

Наживина Наталья Викторовна, Учитель начальных классов
Владимирская область

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
образовательных - формирование системы знаний об экологических
проблемах современности и пути их разрешения
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни
развивающих - развитие системы практических умений по улучшению окружающей среды своей местности развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды интеллектуального способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного воли и настойчивости, ответственности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Ковров»

Формирование экологических знаний

и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую и предметно-практическую деятельность..

Воспитатель: Наживина Наталья Викторовна

Под экологическим воспитанием я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом.

Привитие любви к природе, непосредственное пребывание в ней благоприятно воздействуют на коррекцию поведенческих нарушений воспитанников.

Натуральные объекты природы помогают ученикам с ограниченными возможностями здоровья получать более точные знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Знакомя с природой, я обращаю внимание детей на журчание ручья и пение птиц, форму, окраску, запах листьев и цветов, движения животных и т. д. Полученные знания корригирую с использованием различных анализаторов:

- зрительный – ребенок видит цвет, размер, форму.

- слуховой – слышит шум ветра, плеск воды, шелест листвы. - вкусовой – сладкий вкус меда, моркови, яблок.

- осязание – ощупывая предметы природы, ребенок чувствует шероховатость коры дерева, чешуйки шишек, запах тополиных почек после дождя.

Мир огромен, а опыт детей ограничен, поэтому нужно знакомить их с природой постепенно:

показывать, сначала близкие и доступные их пониманию явления;

помочь накопить им факты, полученные от общения с природой;

направить интерес, создать условия, для того чтобы дети могли получить правильное представление о ней.

Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно установить связь между причиной и следствием. Дети с ОВЗ не могут применить знания в практической деятельности. Поэтому, решая эту проблему, я вовлекаю детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. В своей деятельности по формированию экологических знаний и умений через внеклассную работу я выделила следующие направления работы:

Познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).

Познавательно-развлекательное направление работы (устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

Практическое направление работы, (посадка растений, озеленение класса, подкормка птиц).

Исследовательское направление (Экскурсии, наблюдения, опыты-с природным материалом (вода окрашивается в разные цвета)). Работа по данным направлениям реализуется при проведении внеклассной воспитательной работы. На занятиях я использую следующие формы работы:

-наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с обучающимися начальных классов);

-экскурсии в природу;

-беседы, сообщения;

-экологические игры;

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я использую в своей работе игры такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делают их живыми и более интересными.

Дидактические игры: «Времена года», «домашние и дикие животные» и др.

Сюжетно-дидактические игры : «Овощной магазин»

На развитие воображаемых движений: « Солнечные зайчики « и др.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Пример: без насекомых не могут жить птицы, растения.

Применение игровой технологии позволило пробудить у детей интерес, увлечь их, воодушевить полученными результатами, развивать коммуникативные навыки, реализовать потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации.

Дидактические игры использую не только в свободной деятельности воспитанников, но и включаю в самоподготовку:

- по развитию речи (составление маленьких рассказов, придумывание рассказов из личного опыта детей);

- по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания);

- по ознакомлению с окружающим.

Дидактические игры экологического содержания провожу и во время целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе.

Важным условием формирования экологического сознания является экологизация педагогической среды. Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым, убедительным. Поэтому, мы вместе с кл. руководителем стараемся использовать экологическую направленность при оформлении кабинета.

Уровень экологического развития школьников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет в моей работе просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью провожу индивидуальные беседы по проблеме для родителей - «Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие, провожу консультации на темы «Зачем детям знания экологию?», «Поиграем вместе», «Лекарственные растения» и так далее.

Я разработала цикл бесед на следующие темы:

«Какую роль играет регулярная уборка помещения».

«Что такое хорошо и что такое плохо».

«Зеленая аптека».

«Почему нужно беречь воду».

Во время проведения беседы воспитателю необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Дети должны уметь выражать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц. Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами.

Основные правила:

5. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

6. Не повреждай кору деревьев.

7. Не рви в лесу, в поле цветы.

8. Не сбивай грибы, даже ядовитые.

9. Не лови насекомых.

10.Не разоряй гнезда птиц.

Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Педагогам рекомендуется так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:

1. Береги ветки деревьев и кустарников.

2. Охраняй кору деревьев от повреждений.

3. Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.

4. Береги гнезда птиц от разорения.

Экологических знаний у детей школьного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря школьника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Литература:

Богданец Т. «Экологические знания — первое представление о мире» Д/В №12, 2003 г.

Баряева Л.Б,, Гаврилушкина О.П., Зарин.А,, Соколова Н,Д «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».-2-е изд., перераб. И доп.-СПб.:КАРО, 2009-272.

«Охрана природы» М. «Просвещение»1990 г.

В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии»

Прославль «Академия развития» 1998 г


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.