Кружок по финансовой грамотности

Дата публикации: 17.08.2020

Мария Евгеньевна Сустретова, воспитатель
Забайкальский край, г.Борзя

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 Солнышко»

Утверждаю:

Заведующая МДОУ

«Детский сад №2 Солнышко»

Иванова М.В.

                                                                                   _________________________

Программа дополнительного образования

«Клуб Юных финансистов»

для детей подготовительной группы

                                                                               Воспитатель: Сустретова М.Е.

г.Борзя, 2020 г.

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Мониторинг. Предполагаемый результат

4. Календарно-тематический план

5. Учебно-тематический план

6. Методическое обеспечение программы

7. Список литературы

1. Пояснительная записка

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы кружка объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.

Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.

Задачами программы являются:

3. Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры

4.Календарно-тематический план

Тема занятия

Задачи

Входная диагностика.

Оценка уровня финансовой грамотности на начальном этапе .

 «Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег.

Познакомить с историей возникновения денег.

Что такое деньги? Зачем они  нужны?

Беседа.

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

Какие деньги бывают. Виды денег.

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег .Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Понятие цены, стоимости.

Беседа

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

«Современный вид денег – пластиковая

карта». Игра.

Познакомить с пластиковыми карточками, как ими  пользоваться, дать понятие код карты.

Что такое валюта. Какая

бывает валюта? Игра –

путешествие.

 Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.

Банк «Дом, где живут деньги» 

Зачем они нужны? Виртуальная

экскурсия.

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Раз не найден клад - беги в банке делать вклад.

Деловая игра

Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что  такое проценты.

Что такое бюджет? Какие виды

бюджетов бывают?  Беседа.

Сформировать понятие  бюджет, какие виды бюджетов есть.

Семейный бюджет. Беседа.

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

Семейный бюджет: доходы

семьи. Беседа.

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия,  пенсия , пособие и т.д.)

Семейный бюджет: расходы  

семьи. Деловая игра

Сформировать понятие об основных расходах семьи.

Правильный выбор: куда тратить

 деньги? Деловая игра.

формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.

Что такое налоги и зачем их

платить. Беседа.

Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов  в России.

Семейная копилка. Учимся экономить.

Деловая игра.

Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

Что такое долг? Долг платежом

 красен. Беседа.

Дать детям, понятие денежный долг.

  Карманные деньги. Игра.

Дать понятие карманные деньги, учить  в игровых ситуациях их  разумно тратить.

Что за деньги купить нельзя.

Беседа.

Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

Рекламы разные нужны.

Беседа.

 Дать представления о рекламе, о ее назначении.

Учить правильно, воспринимать рекламу.

Деловая игра «Рекламное

агентство».

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

«Благотворительная деятельность».

Беседа.

Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

Беседа «Чем пахнут ремесла?»

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Игра «Путешествие в страну 

профессий». 

Обобщить знания о профессиях.

Ролевые игры в профессии.

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

Ролевые игры в профессии

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

Любой труд – оплачиваем.Игра.

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым

молодцам урок» (финансовая грамота в

 народной мудрости)

Игра «Свой бизнес»

Мы умеем считать деньги. Решение проблемных ситуаций.

 Деловая настольная игра «Монополия».

Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.

Продуктивная деятельность

«Изготовление поделок для ярмарки»

 (по выбору детей)

Изготовление различных поделок для ярмарки.

Ярмарка.

Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.

Квест –игра. «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Диагностика по итогам изучения  курса

Оценка сформированности финансовой грамотности.

Месяц 

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Сентябрь

Входная диагностика.

 «Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег.

0,5

0,5

Что такое деньги? Зачем они нужны?

Беседа.

0,5

0,5

Какие деньги бывают. Виды денег. Интерактивное занятие.

0.5

0.5

Понятие цены, стоимости.

Беседа

0.5

0.5

Октябрь

«Современный вид денег – пластиковая

карта». Игра.

0,5

0,5

Что такое валюта. Какая

бывает валюта? Игра –

путешествие.

 0,5

0,5

Банк «Дом, где живут деньги» 

Зачем они нужны?

0.5

0.5

Раз не найден клад - беги в банке делать вклад.

Деловая игра

0.5

0.5

Ноябрь

Что такое бюджет? Какие виды

бюджетов бывают?  Беседа.

0,5

0,5

Семейный бюджет. Беседа.

0.5

0.5

Семейный бюджет: доходы

семьи. Беседа.

0.5

0.5

Декабрь

Семейный бюджет: расходы  

семьи. Деловая игра

0,5

0,5

Правильный выбор: куда тратить

 деньги? Деловая игра.

0,5

0,5

Что такое налоги и зачем их

платить. Беседа.

0,5

0,5

Семейная копилка. Учимся экономить.

Деловая игра.

0.5

0.5

Январь

Что такое долг? Долг платежом

 красен. Беседа.

0,5

0,5

  Карманные деньги. Игра.

0,5

0,5

Что за деньги купить нельзя.

Беседа.

0.5

0.5

Февраль

Рекламы разные нужны.

Беседа.

0.5

0.5

Деловая игра «Рекламное

агентство».

0,5

0,5

«Благотворительная деятельность».

Беседа.

0,5

0,5

Беседа «Чем пахнут ремесла?»

0.5

0.5

Март

Игра «Путешествие в страну 

профессий». 

0,5

0,5

Ролевые игры в профессии.

0,5

0,5

Ролевые игры в профессии

0,5

0,5

Любой труд – оплачиваем.Игра.

0,5

0,5

Апрель

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым

молодцам урок» (финансовая грамота в

 народной мудрости)

0,5

Игра «Свой бизнес»

0,5

Мы умеем считать деньги. Решение проблемных ситуаций.

0.5

 Деловая настольная игра «Монополия».

0,5

0,5

Май

Продуктивная деятельность

«Изготовление поделок для ярмарки»

 (по выбору детей)

0,5

0,5

Ярмарка.

0,5

0,5

Квест–игра. «Путешествие в страну финансовой грамотности»

0,5

0,5

Диагностика по итогам изучения  курса

0,5

0,5

6.Методическое обеспечение

Тема занятия

Форма занятия

Оборудование

Методы и приёмы

Форма подведения итога

Входная диагностика.

Карточки.

 «Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег.

Игровая, коммуникативная

Книжка раскладушка

«История возникновения денег».

Игра, беседа

Опрос по теме

Что такое деньги? Зачем они нужны?

Коммуникативная

Иллюстрации.

Беседа, образец

Фотоотчёт

Какие деньги бывают. Виды денег.

Игровая, коммуникативная

Лепбук - купюры, монеты  разных достоинств.

Игра, беседа, образец

Игра с мячом «Назови правильно»

Понятие цены, стоимости.

Коммуникативная

Иллюстрации по теме

Беседа, образец

Фотоотчёт

«Современный вид денег – пластиковая

карта».

Игровая, коммуникативная

Модель банкомата, кассовый аппарат, набор пластиковых карт.

Игра, беседа

Игра «Обналичь карту»

Что такое валюта. Какая

бывает валюта?

 Коммуникативная

Презентация, альбом с купюрами и монетами разных стран.

Игра, беседа, образец

Фотоотчёт

Банк «Дом, где живут деньги» 

Зачем они нужны? Виртуальная

экскурсия.

Познав-исследоват, коммуникативная

Презентация, карточки разных банков.

Образец, беседа

Фотоотчёт

Раз не найден  клад - беги в  банке делать вклад.

Игровая, коммуникативная

Модель банкомата, кассовый аппарат, набор пластиковых карт.

Игра, образец

Игра «Банк»

Что такое  бюджет? Какие виды

бюджетов бывают?  

Коммуникативная

Лепбук – карточки

Беседа, игра

Фотоотчёт

Семейный бюджет.

Коммуникативная

Лепбук – карточки

Беседа, показ

Фотоотчёт

Семейный бюджет: доходы

семьи.

Коммуникативная

Лепбук – карточки.

Беседа, игра

Фотоотчёт

Семейный бюджет: расходы семьи.

Коммуникативная, игровая

Лепбук – карточки.

Беседа, игра

Фотоотчёт

Правильный выбор: куда тратить

 деньги?

Коммуникативная, игровая

Монеты разного номинала, атрибуты к игре

Игра

Деловая игра «Правильно тратим деньги»

Что такое налоги и зачем их

Платить.

Коммуникативная

Иллюстрации по теме

Беседа, образец

Фотоотчёт

Семейная копилка. Учимся экономить.

Коммуникативная, игровая

Картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ".

Игра, диалог

Деловая игра «Кто больше сэкономит»

Что такое долг? Долг платежом

 красен.

Коммуникативная

Монеты, различного номинала

Беседа, диалог, образец

Фотоотчёт

Карманные деньги. Игра.

Игровая, коммуникативная

Деньги, различного номинала, атрибуты к игре

Игра

Фотоотчёт

Что за деньги купить нельзя.

Коммуникативная, игровая

Иллюстрации по теме

Беседа, образец

Викторина по теме

Рекламы разные нужны.

Коммуникативная

Картинки.

Беседа

Фотоотчёт

Деловая игра «Рекламное

агентство».

Игровая, коммуникативная

Лисы белой бумаги, краски, карандаши, фломастеры.

Игра

Соревнование «Лучшая реклама»

«Благотворительная деятельность».

Коммуникативная

Картинки по теме

Беседа

Фотоотчёт

Беседа «Чем пахнут ремесла?»

Коммуникативная, игровая

Презентация.

Образец, игра, беседа

Викторина «Ремёсла»

Игра «Путешествие в страну 

профессий». 

Игровая

Презентация.

Игра, беседа

Фотоотчёт

Ролевые игры в профессии.

Игровая

Игровой уголок –магазин, аптека.

Игра

Фотоотчёт

Ролевые игры в профессии

Игровая

Игровой уголок –банк.

Игра

Фотоотчёт

Любой труд – оплачиваем.

Игровая

Иллюстрации по теме

Игра

Игровая ситуации «Выбери профессию»

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым

молодцам урок» (финансовая грамота в

 народной мудрости)

Сказки, половицы,поговорки –лепбук.

Беседа, диалог

Опрос по теме

Игра «Свой бизнес»

Атрибуты к игре

Игра

Игра-соревнование «Свой бизнес»

Мы умеем считать деньги. Решение проблемных ситуаций.

Листочки с заданиями.

Игра, беседа

Фотоотчёт

 Деловая настольная игра «Монополия».

Игровая, коммуникативная

Игра для дошкольников «монополия»

Игра, беседа

Фотоотчёт

Продуктивная деятельность

«Изготовление поделок для ярмарки»

 (по выбору детей)

Продуктивная, коммуникативная

Бумага, картон,пластилин,клей.

Игра

Фотоотчёт

Ярмарка.

Продуктивная, игровая

Поделки, купюры денег.

Игра

Проведение ярмарки

Квест –игра. «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Игровая

Атрибуты к игре

Игра

Фотоотчёт

Диагностика по итогам изучения  курса

Карточки

7. Список используемой литературы


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.