"Развитие творческих способностей через тестопластику"

Дата публикации: 30.10.2021

Хан Ирина Владимировна, Воспитатель
Курганская обл., Кетовский р-он, с. Колесниково

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


МКОУ «Колесниковская ООШ»

Хан Ирина Владимировна.

« Развитие творческих способностей через технологию "Тестопластика"

« …От пальчиков, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли, другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе.

Творчество - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А

творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Итак, творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья и души.

Работа с соленым тестом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно.

Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно

развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной

умелости. Необходимо научить ребенка быть не только восторженным зрителем, но и маленьким художником, способным понять, как это сделано (средства выразительности), и перенести в собственную работу, собственную продуктивную деятельность, собственное творчество.

Цель:

- развитие личности ребёнка, способного к конструктивно-творческому самовыражению через продуктивную деятельность.

- создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке, как виду художественно-творческой деятельности посредством тестопластики;

Задачи:

- создание творческой среды, позволяющей раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников

- развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.

- овладеть приемами скульптурной лепки,

- способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;

- развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;

- развивать коммуникативные навыки детей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного

возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развитие чувства прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но работая над проектом " От зернышка до каравая " и изучив детский интерес детей нашей группы поняла, что им очень нравиться лепить поделки из соленого теста и это натолкнуло меня на тему нового проекта "Развитие творческих способностей через тестопластику". Изучая методическую литературу и наблюдая за воспитанниками своей группы, выяснила что лепка является одним из самых интересных и осязаемых видов художественного творчества, который способствует развитию мелкой моторики и творческих способностей. Техника лепки богата и разнообразна и при этом доступна любому человеку. Занятия лепкой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Я выбрала лепку из соленого теста, так как это простой и доступный материал в условиях детского сада,  экологически чистый, безвредный, приятный для рук и практически не оставляющий следов. Солёное тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает возможность воплощать самые интересные замыслы.

Целью моего проекта я определила создание педагогических условий для развития детского художественного творчества, моторики рук и основных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники лепки из соленого теста.

В соответствии с целью поставила задачи:

1. Дать представление о свойствах муки, соли и воды, о приготовлении теста для лепки.

2. Обучать приемам лепки из соленого теста.

3.Развивать мелкую моторику рук, умение синхронизировать движения пальцев рук.

4. Учить лепить скульптурные формы из 2-3 предметов, коллективные композиции.

5. Развивать основные психические процессы.

6. Пополнить развивающую среду в группе

7. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

При постановке задач я продумала, какие результаты я хочу получить по окончании работы над проектом.

1.Научатся использовать приемы лепки оттягивание, сглаживание-100%.

2. Будут уметь правильно и аккуратно соединять детали разными способами - 80%

3. Научатся синхронизировать движения пальцев рук- 70%

4. Научатся лепить скульптурные формы- 70%

5. Будут изготовлены атрибуты для сюжетно- ролевых игр:«Семья», « Магазин».

6. Будут изготовлены персонажи для театрализованной деятельности

( настольный театр, сказки « Трудолюбивая Курочка», « Случай в лесу»)

7. Будет сформировано стремление доводить начатое дело до конца 60%. Работу над проектом я выполняла в 3 этапа.

На подготовительном этапе я изучила методическую и педагогическую литературу по данной проблеме. Затем провела мониторинг знаний и умений детей, в результате которого выяснилось, что у детей недостаточно развита мелкая моторика, умение синхронизировать работу рук, воображение, целеустремленность, усидчивость и стремление выполнять работу до конца.

После этого разработала перспективный план реализации проекта. Участниками стали 15 детей 5-6 лет. Занятие проводилось 1 раз в неделю в рамках проектной деятельности. Перспективный план был построен по принципу от простого к сложному.

Реализуя второй этап работы над проектом сначала научила детей замешивать соленое тесто. Первые наши работы: «Груша»,«Яблоко»,

"Гусеница", "Божья коровка", выполнялись приемом раскатывания шаров. Когда работы высыхали, дети их раскрашивали.

Затем я стала усложнять работу, в ноябре мы стали лепить " Ёжика", затем "Пингвина", используя прием вытягивания. Обучала способам скрепления частей фигурки. Дети методом проб и ошибок подбирали нужный вариант соединения для каждой поделки или придумывали свой. Так дети предложили соединить голову уточки с туловищем с помощью штырька, чтобы голова могла поворачиваться.

Одна из мам, увидев заинтересованность ребенка лепкой из теста, принесла нам рецепт заварного цветного теста.

Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, верит в свои возможности, стремится к творческой деятельности. Чтобы это стремление не угасло, стараюсь, чтобы каждое изделие было востребованным, обрело свою собственную “жизнь”. Так, в “Магазине” живут всевозможные овощи, фрукты, хлебобулочные изделия: ватрушки, батоны, крендельки и тортики из соленого теста.

В ходе работы, наблюдая за детьми, я стала замечать, что они начали обыгрывать своих "героев". Например: с гусеницами и божьими коровками дети играли, как с героями из мультфильма « Лунтик».

Я поделилась наблюдениями с музыкальным руководителем детского сада. И она предложила лепить персонажи для настольного театра. Вместе мы скорректировали перспективный план.

На занятиях лепки из соленого теста дети превращались в “художников”, “мастеров” при помощи волшебных слов, типа: “крибли- крабле-бумс”, “три раза повернись, в художников превратись”, с помощью волшебной палочки и т.д. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет правила.

Веселые лепные фигурки становятся героями театральных постановок. Так ребенок начинает осознавать общественную значимость творчества, свою личную причастность к общему делу.

К каждой теме занятий я использую художественное слово: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки, небольшие стихотворения. Например: планируя лепить ежика для сказки « Случай в лесу», накануне предложила детям вместе с родителями придумать, на что похож ежик. На занятии провела грамматическую игру “На что похож еж”. Я начинаю: “Мой Ежик на елочку очень похож. А твой?”.

Работу с соленым тестом использую так же при обучении грамоте, например: игровой прием – “Волшебная линия”, где ребенок манипулирует с полоской теста, превращая ее то в одну, то в другую букву помогает освоить азы грамоты.

В ходе работы над проектом осуществляла и другие речевые задачи: грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

Большое влияние тестопластика оказывает на развитие мышления ребенка. Он определяет структуру будущего изделия, способы изготовления, последовательность всей работы, подбирает соответствующее тесто и необходимый природный или бросовый материал. Если используется неокрашенное тесто, то часть работы остается на второй этап – после просушки. Это раскрашивание, дорисовка и дополнительное украшение.

Выполнение поделок требует определенных усилий. У детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка.

Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность.

На третьем, заключительном этапе работы над проектом, я снова проводила мониторинг и сравнила результаты. Для мониторинга мною были взяты следующие критерии: умение использовать приемы лепки оттягивание, сглаживание, правильно и аккуратно соединять детали разными способами; умение синхронизировать движения пальцев рук; умение лепить скульптурные формы; создавать выразительные образы и сюжетные композиции; умение доводить начатое до конца, работать в паре, в группе. Если в начале работы над проектом практически по всем критериям дети показали преимущественно низкий результат – 70 - 90%, то в конце - от 70 до 100 %. Таким образом, ожидаемые результаты достигнуты.

Как итог работы над проектом мы с детьми оформили выставку «На завалинке», посмотреть которую приглашали родителей и всех работников детского сада.

Мною было проведено родительское собрание на тему: "Творим волшебство из соленого теста", где я рассказала о работе над проектом, показала родителям поделки, фотографии, выставку. Для родителей дети готовили подарки к 8 марту, ко Дню матери, пекли своими руками печенье. Некоторые дети, по своей инициативе, готовили подарки на дни рождения своих близких. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Для меня, как воспитателя особенно приятно видеть, как родители радуются вместе со своими детьми их успехам

Так же, я выступила со своим проектом на педагогическом совете, который прошел в марте этого года. Многие педагоги заинтересовались данной технологией и попросили поделиться рецептом соленого теста.

Работа с соленым тестом очень нравится детям и я планирую ее продолжить.

При работе над проектом использовала следующую литературу:

1. И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.

2. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

3. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

4. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просвещение», 1985 -140 с.

5. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.

6. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.