Игровые здоровьесберегающие технологии детей с ОВЗ как средство охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

Савинич Людмила Александровна, Воспитатель
Мурманская область, г. Апатиты

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru


Игровые здоровьесберегающие технологии детей с ОВЗ

как средство охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

Физическое развитие дошкольников с ОВЗ имеет свои особенности. Часто это дети с ослабленным организмом, для которого характерны дефицит или избыток веса, функциональный сбой сердечно - сосудистой деятельности, хронические заболевания. Дети с ОВЗ быстро утомляются, устают правильно держать свое тело, что приводит к нарушению осанки, плоскостопию и значительному ослаблению мышц. При выполнении заданий у них часто возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время ациклических упражнений: лазании, прыжках, метании. Заметное отставание наблюдается в развитии основных физических качеств: силы, ловкости, скорости. Нарушены произвольная регуляция (неспособность к волевым двигательным усилиям), слабо развита эмоционально - волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, раздражительности, или наоборот, апатичности.

Большое значение в работе по физическому воспитанию детей с ОВЗ имеет индивидуальный подход, а именно: учёт особенностей двигательных ощущений, психического развития, состояние здоровья.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе нашей группы, включают:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы (физминутки, пальчиковая, дыхательная, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, релаксация и т.д.), приспособления для массажа стоп и рук;

2. технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, занятия из серии «Здоровье», подражательные, имитационные игры;

3. технологии музыкального воздействия: музыкальные упражнения, логоритмика, психогимнастика.

Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, его индивидуального развития, учитываются его интересы и предпочтения.

В нашей группе есть картотека пальчиковых игр и стихов, сопровождающих упражнения, различные предметы для выполнения упражнений, картотеки зрительной, дыхательной гимнастики, упражнений для самомассажа и т. д.

На занятиях выполняем упражнения с предметами: пуговицами, камешками, прищепками, орехами, пробками, счётными палочками, карандашами и т.д.

Ежедневно в своей работе с детьми с ОВЗ используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения пальчиковой гимнастики делятся на: ‒ пальчиковые игры с речевым сопровождением («Дружные пальчики», «Моя семья», «Коза-дереза» и т.д.); ‒ без речевого сопровождения: («Человечек», «Птенцы в гнезде», «Игра на пианино» и т.д.).

Для укрепления зрения используем зрительную гимнастику, которая помогает детям справляться со значительной зрительной нагрузкой, снимать зрительное утомление. Дети учатся прослеживать взглядом за различными предметами с различного расстояния. В ходе гимнастики для глаз укрепляются и тренируются глазные мышцы.

Нашим детям очень нравятся эмоциональные разминки (похохочем; порычим, как львы; покричим так, чтобы стены задрожали и т.д.) Они способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий.

Так же используем минутки покоя: послушаем «тишину»; ляжем на спину и расслабимся; помечтаем под эту прекрасную музыку и т.п.

С целью предупреждения утомления на занятиях, для поддержания внимания и умственной работоспособности детей на хорошем уровне проводим физкультурные минутки. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Используем следующие виды физминуток:

‒ оздоровительно-гигиенические физминутки.

Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками»;

‒ подражательные физминутки.

Можно имитировать движения и звуки животных, птиц, транспорта, насекомых и т.д. Эти упражнения помогают детям переключиться и поднять настроение;

‒ двигательно-речевые физминутки.

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Звуки «шелеста листьев», «шума моря» и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Все дыхательные упражнения проводим в хорошо проветренном помещении.

В ходе занятий из серии «Здоровье», даем детям представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаем элементарные навыки личной гигиены. Эти занятия формируют у ребенка понимание здорового образа жизни.

Учим детей делать самомассаж. Он способствует не только физическому укреплению здоровья ребенка, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводим в игровой форме. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Примерные упражнения для самомассажа.

Массаж ушных раковин: «Взяли ушки за макушки…», «Чебурашка» и т.д.

Массаж носа: «Часики», «Рисуем круг» и т.д. Массаж рук: «Моем руки», «Вот какие пальчики», «Стиральная доска» и т.д. Массаж головы: «Моем голову», «Хороший», «Расчёска» и т.д.

Массаж лица: «Лепим лицо», «Лес, полянка, горка, ямка» и т.д.

Массаж тела: «Грибной дождик», «Рельсы- рельсы», и т д.

Развивающие кинезиологические упражнения направлены на компенсаторные возможности ребенка. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует улучшению у ребёнка памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, снижает утомляемость, повышает способность к

произвольному контролю.

В своей работе с детьми используем комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Элементы психофизической гимнастики используем с целью сохранения психического здоровья, профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей. Упражнения, этюды, игры направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Проводим с детьми упражнения на релаксацию. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий способствуют осознанному отношению ребенка к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье. Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью. Эффективность использования данных видов здоровьесберегающих технологий даёт положительные результаты и состоит в том, что они:

‒ снижают уровень заболеваемости;

‒ повышают работоспособность, выносливость;

‒ развивают психические процессы;

‒ активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения;

‒ улучшают зрение;

‒ формируют двигательные умения и навыки, правильную осанку;

‒ развивают общую и мелкую моторику;

‒ приобщают к здоровому образу жизни.

При целенаправленном комплексном воздействии средствами физического воспитания, у детей раскрываются двигательные способности, мобилизуются психические и физические силы. Преодолеваются недостатки в физическом и в психическом развитии, нарушения в здоровье, также происходит его сохранение и укрепление.

Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.