Технологическая карта урока "Согласный твёрдые и мягкие, их смыслоразличительная роль"

Дата публикации: 11.01.2018

Глотова Анастасия Ильинична, учитель начальных классов
Петрозаводск

Готовый урок обучения грамоте по программе РО Эльконина - Давыдова в 1 классе. Помощник учителю при подготовке к уроку

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Технологическая карта урока обучения грамоте. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

(В соответствии с ФГОС)

Учитель

Глотова Анастасия Ильинична

Предмет

Обучение грамоте (литературное чтение)

Класс

1 класс

Программа

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Учебник

В. В. Репкин, Е.В. Вострогова, В.А. Левин «Букварь», - Москва: Издательство «ВИТА - ПРЕСС» 2012

Раздел

Звуковой анализ слова

Тема

Согласные твёрдые и мягкие, их смыслоразличительная роль

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель

Формирование представления о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слове

Задачи

Образовательные:

создать условия для знакомства с  особенностями твёрдых и мягких согласных звуков; упражнять в чтении слов, начинающихся с твёрдых и мягких согласных звуков; познакомить с условным обозначением мягкого и твёрдого согласных звуков, способствовать развитию фонематического слуха, культуры звукопроизношения, сознательного чтения слогов, слов, предложений, связной речи, продолжить работу над интонированием.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование в отношении ученик-учитель и ученик-ученик, формировать умение самостоятельно организовывать и планировать деятельность

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать особенности твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова, в середине и в конце слова. Уметь различать гласные и согласные звуки. Уметь различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков.

Уметь выделять звук в слове.

Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Согласный звук, гласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- В. В. Репкин, Е.В. Вострогова, В.А. Левин «Букварь», - Москва: Издательство «ВИТА - ПРЕСС» 2012

- электронные физкультминутки

- альбом для печатания звуковых схем

- карточки для индивидуальной работы

- презентация к уроку и использование интерактивной доски Active Board

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Виды деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Цель: подготовиться к продуктивной работе, позитивный настрой на урок, организовать планирование учебной деятельности на уроке, создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточнить тип урока

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Фронтальная работа

Приветственное слово учителя. Хотелось бы начать урок с пословицы: «Кто ищет – тот добьется»

-Чего можно добиться на уроке?

- Как можно добиться успеха на уроке?

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

- Знаний, успеха в учебе…

- Быть настойчивым, внимательным…

- Вспоминаем то, что важно для урока и то, что мы уже знаем.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

2. Актуализация знаний.

(3 мин)

Цель: осмыслить, осознать уровень знаний по данной теме.

На доске «Лесенка знаний» схема (см. Приложение 5).

Фронтальная работа.

При помощи условных знаков отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания (см. Приложение 4).

- Что мы с вами уже умеем делать на наших уроках? (дети рассматривают лесенку знаний и вспоминают, что нам уже известно).

1)Показать по хлопку учителя, к какой группе относится слово: предмет, признак или действие (добрый, день, урок, писать, письмо, идти, небе, весёлый).

2)Интонирование слов ХВОСТ и КРОТ

3)Учитель называет звуки (А, Б, Р, С, О, Т, У, Р,И, О, К, Л, Ы) дети показывают при помощи условных знаков согласный или гласный звук

4) Прохлопать количество слогов в словах: машина, жук, дерево, сыр, букварь.

5) «Позовите» слово так, чтоб понять, какой слог ударный: тюльпан, бычок, паук, малина.

- Записывать слово при помощи модели

- Разделять слово на части по количеству звуков в нем.

- Найти и обозначить все гласные звуки в слове.

- Разделять слова на слоги

-Расставлять ударение словах, определять ударный слог.

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Умение применять на практике имеющиеся знания

Умение различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности . (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме,

слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД).

3.Постановка проблемы. (5 мин)

Цель: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.

На нашей «Лесенке Знаний» каждая из ступенек занята определённым умением и действием.

-Почему на последней, верхней ступеньке нет никаких условных обозначений? Может мы с вами уже всему научились?

-Как обозначить «неизвестное новое знание» урока?

-На этой ступенька находится еще не знакомый нам материал, новы знания.

-Вопросительным знаком (см. Приложение 5).

Умение определять область известного и нового, неизвестного ранее. (Познавательные, Регулятивные УУД)

4. Формулирование темы урока, постановка цели (1 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Использование презентации. Слайд 1.

С помощью учителя формулируют цель урока. С помощью учителя ставят задачи урока.

Кто такой Тим и Том?

Какие знания мы сегодня получим?

Использование презентации. Слайд 2

- На каждом уроке у нас существуют свои помощники: на математике – линейка, на рисовании краски, а на сегодняшнем уроке два добрых волшебника.

Могут сделать что угодно

Замок выстроить за ночь,

Злые силы превозмочь.

Чудеса творят любые,

И совсем они не злые

Им не нужны учебники,

Ведь их зовут вол…

- Кто это такие и чем они будут нам сегодня помогать?

Тим и Том.

-Сравните первые звуки в их именах [T] =[T’]?

-О чем же сегодня мы будем говорить?

-О каких звуках?

-Что мы уже знаем о согласных звуках?

-Как мы показываем звонкие согласные и глухие согласные?

Сформулируйте цель урока. Что мы можем поставить на ступеньке?

Не все нам еще известно. Этот урок поможет ответить на вопрос на «Лесенке знаний» и подняться на новую ступеньку.

-Волшебники

-Два добрых волшебника.

-О звуках.

-О согласных.

-Знаем, что они произносятся с шумом или язычком.

Дети показывают при помощи рук (см. Приложение 4).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

5. Изучение нового

(12 мин)

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Метод наглядности, одностороннего представления учебного материала

Фронтальная работа Интерактивная доска стр.1

Перетащить Тима и Тома к именам.

Интерактивная доска стр.2 (см. Приложение 1)

Динамическая пауза

Ученики по одному выходят к доске и перетягивают слова Тиму или Тому.

Индивидуально работают 2 учеников с набором карточек (см. Приложение 4).

Групповая работа

Ученики класса собирают себе команду по первому звуку в имени.

– ТИМ и ТОМ.

- Повторите ещё раз, как звучат первые звуки в их именах?

-Произнесите имена (происходит наблюдение за звуками, обращаем внимание на то, как работает речевая машинка: губы, зубы, язык)

-Выберите на слайде кто Тим, а кто Том?

- Какой характер у Тима?

- Почему?

- Какой характер у Тома?

-Почему?

Чтение стихотворения учителем:

ТИМ и Том вчера играли

Разбросали все кругом

Книги, ручки, покрывало

Дом сегодня весь вверх дном

Чтоб на место все сложить

Мячик, чашки и цветы

Нам при дется вспомнить

Первый звук «КАКОЙ ЖЕ ТЫ?

-Игра «Помоги Тиму и Тому».

Распределить, что любит Тим, а что Том.

-Какие слова нравятся Тиму?

-Какие слова нравятся Тому?

Потренируемся и поиграем. Я Могу назвать Мишу другом Тима, а Назара другом Тома. Почему?

К доске выходят дети и выбирают, в какую команду встать.

Создание проблемной ситуации:

-В чью команду определить Алису?

- Почему я назвала Тима и Тома добрыми волшебниками? У каждого волшебника есть особое средство. У Тима есть мягкая подушечка, а у Тома такой подушечки ее нет.

- Они похожи по звучанию и написанию.

(интонирование, учащиеся «ловят» первые звуки в именах).

- В имени Том звук [Т] звучит твёрдо, а в имени Тим звук [Т’ ] звучит мягко, ласково.

- Мягкий, ласковый.

- Звук звучит мягко, ласково, по-доброму.

-Строгий, твёрдый, жесткий.

- Звук звучит твёрдо.

Ученики работают у доски индивидуально, по очереди. Класс условным знаком оценивает правильность работы каждого ученика

- Слова, начинающиеся с мягкого звука

-Слова, начинающиеся с твёрдого звука

-Имя Миша начинается с мягкого звука, а имя Назар с твердого звука.

- Алиса не может встать ни в одну из команд, ведь ее имя начинается с гласного звука.

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД)

6. Физминутка (2 мин)

Здоровье сберегающая

технология

7. Закрепление нового (15 мин)

Цель:

- организовать работу над совершенствованием навыков чтения

- организовать работу со словами.

Работа в паре: придумать ручно знак для обозначения тв и мягк согласного (см. Приложение 4).

Учащиеся выполняют задание в парах, распределяют слова в два столбика.

Работа в альбоме для печатания (практическая работа)

Учитель контролирует, чтобы каждый ученик попробовал изобразить способ обозначения звука

Чтение слов в букваре и соотнесение со схемой слова.

Интерактивная доска стр.3 (см. Приложение 2)

Обозначение мягкого и твёрдого звука в слове

Работа с учебником и интерактивной доской (приложение 3).

- Посовещайтесь в паре и придумайте, как может выглядеть ручной знак для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков?

-На парте у каждой пары учеников конверт с карточками. На них записаны слова. Необходимо распределить слова в два столбика: слова для Тима и Тома.

Как мы обозначаем звуки в схеме?

Как нарисовать домик для Тима и Тома, чтобы они не запутались?

Проверяем себя: Букварь стр. 42.

-Чей домик первый? Почему?

-Чей домик второй? Почему?

Маша и Алёша задумались: разные изображения имеют одинаковые схемы. Верны ли их предположения?

Дядюшка Ага пришел ребятам на помощь. Как он решил задачу ребят?

-Догадайтесь, какая иллюстрация спряталась?

-Всегда ли Тим и Том подстерегают нас в начале слова?

Проверка с использованием новых введенных ручных знаков (см. Приложение 3).

Одна пара учеников работает у доски, договаривается и решает проблему сообща.

-Каждый звук это домик

-Домик Тима должен быть с мягкой подушечкой, с закрашенной частью, а у Тома подушечки нет.

-Тима. У него есть подушечка.

-Тома. У него нет подушечки.

-ЛУК – 3 звука

-ЛЮК – 3 звука, но схемы не одинаковые.

-Обозначил звук [л’] подушечкой.

Нос-нёс, полка-полька, угол-уголь, хор – хорь.

Нет. Бывает и в начале, и в середине и в конце слова.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

8 . Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока на доске;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Дети отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, знают. Заменяют знак вопроса на доске на условные обозначения твёрдого и мягкого звука (см. Приложение 4).

Организуется фиксирование содержания урока, рефлексия, самооценка учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Какими условными значками мы можем дополнить «Лесенку знаний»?

Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

Как вы думаете, чему нам еще предстоит научиться?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя шкалу достижений ученика (см. Приложение 4).

-Познакомиться с помощниками на уроке.

-Твёрдые и мягкие согласные звуки

-Домик с подушечкой – мягкий звук и домик без подушечки – твёрдый звук.

Дети рисуют шкалу достижений ученика в альбомчике.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.