Дата публикации: 18.02.2018
Задачами работы с детьми в период адаптации являются: — создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки; — понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть; — предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
Посмотреть публикациюСтатья
Организация образовательного процесса, направленного на положительную адаптацию детей раннего возраста, посредством применения игровых технологий детей 2-3 ЛЕТ.
Подготовила: Раджибаева Луиза Мухабатовна,
воспитатель МАДОУ
«ЦРР -д/с №387» Московского района
города Казани
2018 год
Организация образовательного процесса, направленного на положительную адаптацию детей раннего возраста, посредством применения игровых технологий.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.
Дети раннего возраста — деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. Когда ребенку хорошо и спокойно, он развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Задачами работы с детьми в период адаптации являются:— создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;— понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;— предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ является особенность педагога и организация педагогического процесса. У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность. Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении. При адаптации детей раннего возраста я использую разные методы и приемы.Методы обучения – это способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием обучения – часть метода, отдельный шаг в его реализации. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.
-Пальчиковые игры. Проводила увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления. Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Замок»,«Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).
— Шумовые игрушки.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным прием работы при адаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Я предлагаю шумовые игрушки, сделанные из различного материала Дети будут не только прислушиваться к шуму, но и с удовольствием разглядывать их. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста я делаю на сенсорные и моторные игры. Игра—важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу. Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
— Игры с водой.Стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно — пространственная ориентация. Игра, которую я вам предлагаю, называется: «Рыбаки и рыбки». Дети с сочками становятся вокруг емкости с водой (воображаемого озера) и с помощью сочка вылавливают рыбок, кладут их рядом на поверхность. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки.
-Игры с мыльными пузырями.
Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции. В этом случае хорошо использовать и лазер: сверкающие и мигающие огоньки постоянно движутся, что привлекает внимание ребёнка. Это обязательно заинтересует и отвлечет его.
-Игры с песком.
Развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность. С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Сколько радости доставляет малышу потрогать песок руками. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным действием.
— Тесто пластика.
Наряду с задачами по адаптации малышей решается ряд других задач. Всё взаимосвязано в работе с детьми. Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того, во время практических действий (лепка из солёного теста) ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога.
— Пальцевая живопись
(рисование ладошкой, пальцами). Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. При обучении детей рисованию, активно использовала игру: обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождала рисование эмоциональным комментарием, использовала стихи, потешки, музыку, и т.д. Такой метод обучения позволял заинтересовать малышей, создавал необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами — манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Очень увлекает малышей рисование мокрыми пальчиками на зеркале. По мере нанесения «узоров», ребёнок начинает видеть в отражении себя – это своего рода сюрприз! Именно нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально – положительное отношение к деятельности. Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.
Поэтому в период адаптации проводила с детьми игровые занятия, с использованием нетрадиционных техник рисования. Что касается вопроса о нетрадиционных техниках рисования, то в своей практике учу детей, в первую очередь, исследовать, размышлять, манипулировать идеями. Такая свободная игра подготавливает почву для творчества, а искусство непосредственно стимулирует творческое мышление, умение собирать информацию, анализировать ситуацию и преобразовывать её.
- Хороводные игры—созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений ифизических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т.д.
- Совместные игры — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально—практическое взаимодействие. Движения являлись одним из средств общения маленьких детей. Сначала учила каждого ребёнка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Затем объединяла в совместную деятельность двоих, а потом и нескольких детей: «Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках», «У медведя во бору» . Совместные движения приносили детям много радости. В играх с движениями это было сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе.
Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключала его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней.
Вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей с
сверстниками и составляют неотъемлемую часть жизни нашей группы, стали
привычными и желанными для наших воспитанников.
Эти игры мы проводим в режимные моменты, на прогулке, в свободной игре детей.
С использованием игровых технологий, дети безболезненно привыкают жить в коллективе. Игра - приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.
Предметно-развивающая среда в группе служит интересам и потребностям детей раннего возраста и их родителям, а ее элементы - оборудование, игрушки, игры, дидактический материал - развитию ребенка. Все элементы связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.
Обучение детей должно строиться, как увлекательная программно - игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Педагогический процесс также включает организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создаётся развивающая педагогическая среда, организуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Поэтому мною был сделан вывод, что заботы о детях у педагога должны быть связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности.
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.