"Необычный гость" - методическая разработка по развитию речи

Дата публикации: 21.03.2018

Саяпова Дилара Разифовна , Воспитатель
ЯНАО г.Муравленко"

Учить детей подбирать слова-синонимы, определяющие действия, называть слова, противоположные по смыслу. Упражнять, в умении подбирать слова в стихотворении, подходящие по рифме, в умении отвечать на вопросы полными предложениями. Активизировать словарь детей, используя диалогическую речь. Развивать воображение, мышление. Воспитывать уверенность в себе, находчивость.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Методическая разработка

по развитию речи

Старшая группа

Воспитатель высшей категории

Саяпова Дилара Разифовна

Программное содержание:

Учить детей подбирать слова-синонимы, определяющие действия, называть слова, противоположные по смыслу.

Упражнять, в умении подбирать слова в стихотворении, подходящие по рифме, в умении отвечать на вопросы полными предложениями.

Активизировать словарь детей, используя диалогическую речь.

Развивать воображение, мышление.

Воспитывать уверенность в себе, находчивость.

Материал:

Мяч с глазами и ртом;

Маски зайца и лисы;

Два медведя (большой и маленький);

Стихи-загадки.

Ход занятия:

1. Орг. момент. (Мотивация)

Дети стоят на ковре в кругу. Воспитатель: Ребята я очень рада видеть Вас!

Воспитатель:

СОБРАЛИСЬ ВСЕ ДЕТИ В КРУГ.Я — ТВОЙ ДРУГ И ТЫ — МОЙ ДРУГ!ДРУЖНО ЗА РУКИ ВОЗЬМЁМСЯИ ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНЁМСЯ

Воспитатель: А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбки

-Ребята, сегодня к нам придет гость, но он несколько необычный, не такой, как все. Он попал в окружающий нас мир и очень удивился: все, что его окружает показалось ему таким неизвестным и интересным. Вчера, когда вы все ушли домой, а я услышала тихое всхлипывание под дверью. Это был неизвестный гость. Знаете, я подумала, что мы сможем ему помочь, ведь мы столько с вами знаем. Как вы думаете?

-Но вначале вы отгадайте, что это за гость?

-Загадываю загадку:

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху летать.

Его бьют, а он не плачет,

А все выше, выше скачет.

(Дети отгадывают загадку)

-А вот и сам гость.

-Итак, жил-был кто? (мяч). А как сказать о нем по-другому? (мячик). А какой этот мяч-мячик, рассмотрите его (круглый, веселый, озорной, большой, красивый и т.д.)

-А какое имя ему придумаем? (Весельчак, Веселушка, Озорник, Шалунишка, Шустрик, Игрун).

-Что можно делать с мячом? (Играть, катать, бросать, подкидывать)

-Посмотрите, что мяч-Весельчак, делает сейчас?

1 действие: смотрит, рассматривает, разглядывает, радуется, улыбается и т.д.

2 действие: прыгает, подпрыгивает, скачет и т. д.

3 действие: бежит, убегает, катится и т.д.

-Ребята, как убегает мяч-мячик? (Весело, быстро, уверенно)

-Как вы думаете куда так торопится Весельчак? (В лес, в детский сад, в сказку)

-Знаете, ребята, наш мячик так торопится и так хочет много узнать нового и неизвестного.

-Как вы думаете, как мы можем назвать того, кто хочет много знать? (Любознайка, Любознайчик, Умник, Знайка и т.д.)

-Итак, оказался мячик-Любознайка в лесу.

Катится, а на встречу ему зверь невиданный с ушами длинными.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

- Интересно стало мячику и спросил он: «Кто ты?»

-Какой заяц, какими словами можно сказать о нем? (Беленький, мягкий, пушистый, быстрый, трусливый, осторожный)

-Какая шерсть у зайца? (Мягкая, пушистая, гладкая)

-Какие у него уши? (Длинные)

-Какие ноги? (сильные, быстрые)

-Придумайте предложение про зайца, чтобы в нем было слово «пушистый» («трусливый», «осторожный»)

-С чем можно сравнить зайчонка? (Как пушок, как вата мягкая; как шарик)

-Что умеет делать заяц? (Прыгать, скакать, бегать)

-Как и где ты живешь?

Почему у тебя лапы задние толстые и большие, а передние тонкие?

Зайцу тоже стало интересно он тоже задал вопросы мячику-Любознайке.

-Подружились они, катится мячик дальше видит кто-то с рыжим хвостом бежит ему навстречу.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее?..(Лиса)

-Какая лиса? (хитрая, рыжая, пушистая, ловкая и т.д.)

-Когда лиса видит свою добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно, подкрадывается).

-А когда лиса, увидев охотников убегает, как еще можно сказать, что она делает? (удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится)

-Лиса рыжая пушистая. Про кого еще можно сказать «рыжая, пушистая»? (Про белку, собаку, кошку).

-Как вы думаете, когда говорят «Хитрая», то о ком это – о лисенке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисенок (хитрый). «Хитрая лисенок» - можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисенок хитрый, веселый. Подумайте, о ком или о чем еще можно сказать «веселый»? (Танец, человек, праздник, рассказ и т.д)

-А о ком или о чем можно сказать «веселая»? (Песня, музыка, игра, сказка, пляска)

-О ком или о чем мы скажем «веселые»? (ребята, танцы, рассказы)

-Какие у нее повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек и т.д.)

Лисичке стало тоже очень интересно. Кто же это такой? И она спросила: «Как тебя зовут?»

-что ты умеешь делать?

-Скачет мячик дальше, а навстречу ему два медведя. Посмотрите, оба лохматые, оба коричневые, но один какой? (маленький, шустрый)

-Как ты о нем можешь сказать? (мишка, мишутка, малыш, медвежонок и т.д.)

-А второй какой? (большой, сильный, высокий, крепкий)

-Как о нем можно сказать? (медведь, медведище, Топтыгин, папа и т.д.)

-Слова можно делить на части - на слоги.

-Сколько частей в слове Миша? Первый слог «ми», второй «ша».

-Вот у мишки лапа. Сколько же слогов в этом слове? Давайте посчитаем, сколько слогов в этом слове, и отложим столько палочек: «лааа», «пааа». Назовите первый слог, назовите второй слог.

-Отгадайте, что я больше всего люблю? (мед, малину).

-Сколько в этом слове слогов? (ТРИ)

-Давайте посчитаем вместе: маа-лиии-нааа. (При произнесении каждой части дети выкладывают перед собой счетную палочку).

-Какой первый слог слова? (Ма). Какой второй? (Ли). Третий? (На). Всего три слога.

-Понравилось мячику в лесу, но захотелось ему обратно в детский сад к ребятам. А они в это время решили отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Знаете, у мячика есть любимая игра «Скажи наоборот». Вы хотите с ним поиграть?

И последняя загадка, которая осталась неизвестной для Любознайки. Я прочту вам стихи, но в них затерялось последнее слово. Вам нужно подобрать слово схожее по звучанию и по смыслу.

Подбираются различные стихи.

Например:

Дети в скверике сидели

И мороженое …(ели)

Не послушал Мишка папу

Отдавили Мишке … (лапу)

Итог занятия.

-Молодцы ребята с вашей помощью наш гость многое узнал для себя. Вы ему многое рассказали. Скажите, если у мячика-Любознайки вновь появятся вопросы, он сможет прийти к вам за помощью? Спасибо.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.