Методическая разработка "Одаренный ребенок в дошкольном учреждении"

Дата публикации: 27.04.2018

Ковалева Ксения Валерьевна, Воспитатель
Краснодарский край, станица Каневская

Определить специфическую одаренность и ее возрастное проявление; выявить специфические способности детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


<Object: word/embeddings/_________Microsoft_Office_Word1.docx>

Введение

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев. Но также понятно, что это произойдет, если у молодых талантливых людей будет желание это делать.

Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды

Здесь возникает вопрос: для чего обсуждать проблематику одаренности? Ведь одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи.

А дети, по природе своей – исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности.

В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей, дарованных природой. Ведь грамотное проведение интеллектуального развития, в первую очередь, позволит успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.

Основная часть

Работая с одаренными детьми в нашем дошкольном учреждении, мы столкнулись с проблемами, а именно:

нет четких критериев определения одаренных детей;

недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности;

имеющиеся в современном научном и, главное, в практическом опыте материалы, слишком теоретизированы, страдают отсутствием методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми.

Организуя работу с одаренными детьми, педагоги ориентируются по трем уровням исследовательского обучения:

педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;

педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.

Наши дошкольники с удовольствием работают на любом из этих уровней. В ДОУ создана творческая группа по работе с одаренными детьми «Умники и умницы», где педагоги решают с воспитанниками игровые занимательные и логические задачи и упражнения, головоломки, кроссворды, загадки, задачи-шутки, играют в игры на развитие элементов логического мышления; обучают последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. А это в свою очередь способствует повышению уровня общего умственного развития дошкольников, подготовки к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем. И как результат работы – ежегодные победы наших воспитанников в городских конкурсах «Юные интеллектуалы», которые стали уже доброй традицией в городе Ноябрьск. Методика проведения конкурса и задания к нему разрабатываются и подбираются главным специалистом Управления образования Красновой Н.Ю. и заместителем заведующей по воспитательно-методической работе МДОУ д/с «Звездочка» Писаревской А.Н. Занимаясь по данной методике, ребенок учится думать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, а не просто запоминать, поэтому такая методика развивает в первую очередь интеллект. И чем раньше ребенок научится думать, принимать самостоятельные решения, тем легче ему будет в жизни.

Для проведения конкурса используются новые информационные технологии, на стене устанавливается большой экран, на который проецируются задания, используются веселые игровые заставки между конкурсными заданиями. Ведущий конкурса четко, последовательно и доступно объясняет конкурсные задания участникам. После каждого задания обязательно проводятся музыкально-динамические паузы, которые позволяют детям отдохнуть от интеллектуальных заданий и получить удовольствие.

Конкурс включает в себя четыре серии заданий, составленных по принципу постепенного усложнения от первого к последующему, что позволяет увидеть возможности участников с разных сторон и дать шанс на победу детям с разными способностями мышления.

Особый интерес вызвали задания 2-ой серии на развитие внимания, гибкости мышления, способности соотносить, анализировать, синтезировать и конвергентные задачи на выявление уровня развития пространственного мышления серии 4. Дети проявили способность работать быстро и аккуратно и показали высокую продуктивность при выполнении заданий

Из 26 дошкольников 18 ДОУ города, воспитанник нашего дошкольного учреждения занял первое место в прошлом году и в нынешнем – второе.

Все дошкольники ушли с конкурса с сияющими глазами, торопились поделиться своими впечатлениями с родителями, друзьями, воспитателями, показывали свои грамоты, подарки, дипломы, которые станут одним из первых документов и войдут в их портфолио.

Предлагаемые нами задания Проблемы одаренных детей в детском саду и школе

Одаренных детей можно встретить нечасто. Казалось бы, их уникальные способности должны восприниматься окружающими только с положительной стороны. Но, как показывает практика, развитие одаренных детей может сопровождаться различными проблемами.

Одаренные дети выделяются из общей массы, образуя отдельный элемент коллектива. Как правило, их мало, и поэтому они имеют высокие шансы стать изгоями. Проблема складывается в отношении общества к индивидуальностям. В этой статье мы рассмотрим поведение одаренных детей в дошкольных и учебных заведениях, а также отношение к ним окружающих.

Одаренный ребенок в дошкольном учреждении

Детский сад является начальным звеном в общественной жизни ребенка. Вступая в его коллектив, ребенок учится тонкостям контактов с окружающими его людьми. Одаренные дети быстро улавливают свое преимущество перед другими детьми. Благодаря этому они занимают в коллективе лидирующие позиции или отталкивают от себя сверстников.

Приобретая статус лидера, ребенок становится социально значимой личностью. Он чувствует груз своей ответственности, стремясь больше времени проводить с другими детьми. Иногда коллектив превращается в отдельный круг детей, например, когда одаренный ребенок начинает подсказывать педагогам о нуждах других детей.

Иногда встречаются ситуации, когда родители, заметив неординарные способности у ребенка, начинают воспитывать его, допуская серьезные ошибки. Они начинают ставить своего ребенка выше его сверстников, постоянно твердя малышу об его уникальных возможностях. Это неверно. В первую очередь, ребенок должен стать частичкой общества, а уже потом раскрывать собственную исключительность.

Из-за ошибочного воспитания, дети начинают негативно вести себя в детском саду. Они отвергают весь коллектив, причем это происходит по собственному желанию. Такой ребенок держится в стороне, не интересуясь проблемами и поведением окружающих.

Одаренный ребенок в школе

Заложенные основы воспитания родителями и педагогами в детском саду, в полной мере раскрываются в стенах школы. Начиная с начальных классов, ребенок становится индивидуальностью, выбирая собственную тактику поведения и принимая осознанные решения. Одаренные дети продолжают развитие в ранее заложенных направлениях, но начиная со средних классов, ситуация полностью меняется.

Вхождение в подростковый период неизбежно различными проблемами и сложностями. Дети, которые не освоили общение со сверстниками, становятся изгоями, чаще всего этот факт относится к одаренным детям. Коллектив перестает проявлять интерес к их личности, потому что они по-прежнему считают себя выше остальных. В результате, одаренный ребенок получает душевную травму, которая может отразиться на его будущей жизни.

Как гармонично развиваться одаренному ребенку в детском саду и школе? Не нужно утаивать свои исключительные способности, но и постоянно выносить их на всеобщее обозрение – тоже не имеет смысла. Ребенку необходимо объяснить, что их способности – это особенные возможности, которые могут принести пользу окружающим, но проявится это спустя какое-то время.

К ВОПРОСУ ОБ ОДАРЕННЫХ ДЕТЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Т.Ф. Бабынина, ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»,

Г.С. Клещевникова,МБДОУ «Детский сад №40 «Колосок», г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Большинство современных психологов признают, что развитие одаренности у детей не всегда является результатом сложного взаимодействия природных задатков и социокультурной среды. Особое значение приобретает еще и детская активность.

Существуют две разные точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются очень редко». Одни считают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Другие полагают, что одаренность - уникальное явление. Каждый ребенок может проявить особую успешность в разных деятельностях, так как его психические возможности пластичны. И это создает условия для формирования различных видов одаренности. Хотя заметить ребенка в условиях общественного воспитания не всегда возможно, так как ребенок не всегда демонстрирует свои достижения перед окружающими.

Работа коллектива дошкольного образовательного учреждения №40 «Колосок» г. Набережные Челны Республики Татарстан в течение многих лет доказывает, что от воспитателя требуется не только общая квалификация, но и знание психологии одаренных детей. Основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить развитие умственных и художественных способностей ребенка, развитие специфических видов деятельности.

В работе воспитателей нашего детского сада учитывается специфика одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, в детском саду есть дошкольники, которые больше предрасположены к усвоению языков, другие - к проявлению фантазии.

2) Возраст, образование, освоение норм культуры поведения, тип семейного воспитания также влияют на детскую одаренность. Могут возникнуть трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3) Одаренность может проявляться неравномерно. Наряду с высоким уровнем развития каких-либо способностей может наблюдаться отставание в других. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим - как отстающий.

4) Детскую одаренность бывает трудно отличить от обученности, если считать ее как результат более благоприятных условий жизни ребенка. Так, при равных способностях ребенок из семьи, где прилагаются усилия по его развитию, будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы подобные условия.

Мы полагаем, что считать конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условно, так как самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. На последующих этапах развития ребенок может потерять признаки своей исключительности. Исходя из этого, в практической работе мы вместо понятия «одаренный ребенок» используем понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Роль семьи в развитии одаренности ребенка, на наш взгляд, является решающей. Однако практика работы с родителями показывает, что они неодинаково относятся к своим одаренным детям. Одни считают, что не надо обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность. Это особенности возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Такие родители, желая обеспечить идеальные условия для развития своего ребенка, записывают его в различные студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем склонностями дошкольника.

Развитию же одаренности детей, как показывает наша практика и многолетние наблюдения, способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, в общении используют общие игры, совместную работу на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями. Здесь, на наш взгляд, для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей.

В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Проведенное анкетирование родителей (по анкете Е. Беловой и И. Ищенко) показало, что из 68 опрошенных родителей детей средней, старшей и подготовительной групп 73% считают себя сверхдостаточными. И в ответах на вопросы о создании условий для творческого развития ребенка в доме и вне его, об активном участии родителей в творческом развитии ребенка, о стимуляции творческой активности ребенка преобладали слова «да», «часто». Делаем вывод, что родители внимательны к личности своего ребенка, в курсе всех его дел, проблем, отношений, стремятся максимально использовать свои знания, умения, материальные возможности во благо своему ребенку. Понятно, что именно таких родителей подстерегает и опасность переусердствовать, получить вместо желаемого обратный результат, то есть прилагаемые усилия могут привести к сковыванию творческой активности ребенка.

В построении работы с детьми, проявляющими признаки одаренности, по нашему разумению, важно решить два вопроса. Первый: как распознать, как диагностировать творческую одаренность? И второй: как работать с детьми, имеющими высокий уровень общих способностей?

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей мы направляем усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и воспитания.

Данный мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, отвечает таким требованиям:

1) носит комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка. Это позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр способностей каждого ребенка;

2) процесс идентификации достаточно длителен (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) обязателен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

4) важна экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, рассказов, загадок, песенок, танцев и пр.);

5) целесообразна многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;

6) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности.

Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.

В обучении одаренных применяем три основных подхода:

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем или областей знания.

Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, занятиями. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

Литература

Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Лекции по психологии. – С-Пб., 1997.

Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. – М., 1986.

Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети.... // Семья и школа, №3, 1990.

Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.

Одаренные дети. / Сборник. Перевод с англ. М., 1991.

Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, № 5, 1994.

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

JComments

© Образование: вчера, сегодня, завтра , 2011

Одаренные дети в детском саду

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.

Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Чтобы этого в детском саду проводится работа с одаренными детьми по следующим направлениям. Во-первых, это реализация задач авторской программы «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Эта программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных.

Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Содержание занятий содержит индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы невозможно.

И поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми является студийная работа. С 1993 года в ДОУ работает студия развития творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста «Сообразилия». Программа студии рассчитана на два года обучения для детей старшей и подготовительной групп. Цель программы: развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через игры и упражнения требующие творческого подхода, логического мышления и ориентирующие детей на поиск и самостоятельные открытия.

Реализация программы помогает решать следующие задачи:

- создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

- развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

В содержание программы включены: развивающие игры А.З. Зака, игры и игровые упражнения З.А. Михайловой и Б.Н. Никитина, а также различные приемы технологии ТРИЗ.

Предлагаемые игры, упражнения и задачи направлены на познание детьми свойств, объектов, отношений, закономерностей, развитие воссоздающего творческого воображения, сообразительности, самостоятельности и творчества. Сложившаяся система работы способствует тому, что дети проявляют свои способности при поступлении в гимназию и прогимназию, в классы с программами повышенного уровня освоения. Не испытывают трудностей в учебе и многие являются победителями олимпиад.Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике Работникам дошкольного образования - Работа с одаренными детьми

Введение

Проблема «детской одаренности» является актуальной в современных условиях, она обусловлена социальным запросом общества и определена государственной программой Республики Беларусь «Одаренные дети». Программа нацелена на своевременное выявление одаренных детей, «создание условий для формирования творческой индивидуальности ребенка… расширение спектра возможностей апробации и реализации интересов, наклонностей и способностей»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

высоко развитая любознательность, пытливость;

способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

раннее развитие сенсорных способностей;

оригинальность суждений, высокая обучаемость;

стремление к самостоятельности.

В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить следующие.

определение склонности ребенка

организация индивидуальной работы с ребенком по усвоению знаний и развитию логического мышления

использование средств занимательной математики

организация дополнительного образования

Для определения склонности ребенка предлагается использовать методику, представленную в пособии А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами искусства» (Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в целях получения первичной информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагностических приемов «карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и способностей к математике.

Содержание образования одаренных детей имеет ряд отличий от содержания образования их сверстников. В педагогической науке и практике выделено два основных подхода к решению данной проблемы:

изменение количественных характеристик содержания образования, объема учебного материала и тем обучения;

изменение качественных характеристик содержания образования: характер подачи – алгоритмизированный, эвристический.

Для детей группы «Фантазеры», имеющих склонность к математике, программа их возрастной группы оказывается слишком легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, взятые из программы воспитания и обучения детей седьмого года жизни (Программа воспитания и обучения детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие методические рекомендации). Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально-дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью используются средства занимательной математики. Они содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:

занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;

задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;

наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Варианты игр с использованием занимательного материала, развлечений представлены в данном пособии.

В настоящее время большое внимание в системе дошкольного образования уделяется дополнительному образованию. Эту деятельность можно рассматривать как одно из средств развития одаренных детей. В пособии представлено примерное содержание индивидуальной программы развития ребенка, с которым организуются индивидуальные игры.

Предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может пробудить имеющиеся у них задатки, заметить их проявление, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развитие способностей и одаренности.

Определение склонностей ребенка

Подготовительная работа

Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.

Инструкция для проведения

Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной. II. Практическая часть

2.1 Выявление музыкально одаренных детей

Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Поэтому задолго до рождения научной экспериментальной психологии практика диагностики музыкальных способностей уже имела свои традиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств.

Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте- У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М. Теплов).

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления1.

Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная Связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы (Б.М. Теплов).

Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слуха и голоса.

Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями развитости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позволяют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы показатели, включающие эмоциональность, выразительность движений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма), только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б.М. Теплов).

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использовала технологию педагогического наблюдения. Составляя программу педагогического наблюдения (Приложение № 1) выделила в ней следующие этапы.

1. Определение объекта педагогического наблюдения;

2. Постановка цели;

3. Определение предмета – единицы наблюдения.

4. Определение сроков проведения педагогического наблюдения.

5. Проведение процедуры наблюдения

6. Анализ полученных результатов

Педагогическое наблюдение проводилось на базе детского сада № 50 «Колобок» в марте-мае 2010 года среди детей старшей и подготовительной групп, а так же сентябре 2010 года в подготовительной группе. Ниже приведены результаты педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения – музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность –безынициативность;

2. креативность, эвристичность – репродуктивность;

3. образность, эмоциональность – рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творческость

· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

· Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий Планируется ли в вашем детском саду введение дополнительнх занятий для одаренных детей? Уважаемые родители, кто "за" и кто "против" таких занятий?

Да, в нашем детском саду планируется создание народного ансамбля "Зорюшка". Музыкальные руководители Ястремская Юлия Владимировна и Богданова Юлия Григорьевна будут обучать детей народному пению, танцам и игре на инструментах. Предположительно, эти занятия (после оформления пакета документов на открытие платных дополнительных услуг) начнутся 1 сентября 2012 года.

Верх

Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

Комментарии

Втр, 24.04.2012

#1

Величко

Не в сети

Последнее посещение: 6 дней 1 час назад

Зарегистрирован: 14.03.2011

Одарённые дети

Да, в нашем детском саду планируется создание народного ансамбля "Зорюшка". Музыкальные руководители Ястремская Юлия Владимировна и Богданова Юлия Григорьевна будут обучать детей народному пению, танцам и игре на инструментах. Предположительно, эти занятия (после оформления пакета документов на открытие платных дополнительных услуг) начнутся 1 сентября 2012 года. Система работы с одаренными дошкольниками в г. Ярославле

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:

Федеральная программа «Дети России» принятой 18.08.1994 и подпрограмма «Одаренные дети» (распоряжение 13 марта 2002 года);

рабочая концепция одаренности 2003г.;

программа развития муниципальной системы образования на 2005-2008 год;

решение коллегии управления образования г. Ярославля от 20.10.2003г.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.

Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера . Данный подход был реализован в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995г). Цель программы «Одаренный ребенок» - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации.Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Также была разработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

02 октября 2002г. управлением образования г. Ярославля в целях осуществления федеральной политики в области образования и реализации президентской программы «Одаренные дети» было утверждено Положение о группах «Одаренный ребенок» в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

В этой связи в городе Ярославле в трех дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ№ 56, 65, 101) функционируют группы, осуществляющие программу «Одаренный ребенок» для детей с высоким уровнем развития.

Заведующая ДОУ № 65 Галстян О.В. отмечает, что организуя работу группы «Одаренный ребенок» прежде всего, решались следующие задачи:

анализ основных направлений (модели) работы с одаренными детьми в дошкольном образовании;

определение общих организационно-методических приемов функционирования группы «Одаренный ребенок» в ДОУ;

представление организационно-методических приемов работы с кадрами по осуществлению их деятельности в группе «Одаренный ребенок»;

анализ системы организационно-методических условий функционирования группы «Одаренный ребенок»

А также, учитывались следующие условия:

построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов;

подготовка кадров;

организация педагогического процесса на основе гибкого использования пространства и деятельности специалистов;

координация взаимодействий всех субъектов учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

Наряду с этими группами, дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, студиях, секциях, организованных при ДОУ и учреждениях дополнительного образования города.

29 июня 2004 года Государственной думой Ярославской области был принят Закон «О поддержке одаренных детей". Закон направлен на выявление и поддержку одаренных детей в Ярославской области, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития в интересах личности, общества и государства. Настоящий Закон призван повысить заинтересованность родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей, а самих детей – в самореализации и профессиональном самоопределении.

На базе МДОУ № 56 в 2004 году работал организационно-методический центр «Создание условий для развития детей с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей (одаренные дети)», призванный осуществлять организацию помощи в повышении качества и совершенствовании методической работы ДОУ города.

В 2004 под руководством методистов ГЦРО была создана городская творческая группа работников дошкольных образовательных учреждений «Организация работы с одаренными детьми», которая занималась проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в дошкольных учреждениях, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, осуществлением взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования.

С 2007 учебного года ГЦРО осуществляет курсовую подготовку педагогов ДОУ по теме: «Организация работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности» - заочная форма.

Целью работы данного курса является – повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам работы с детьми, имеющими признаки одаренности и их родителями.

Курсовая подготовка «Организация работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности» осуществляется в соответствии с Федеральной программой «Дети России» и подпрограммой «Одаренные дети», рабочей концепцией одаренности 2003 года, программой развития муниципальной системы образования на 2005-2008год, решением коллегии управления образования г. Ярославля.

Курс рассчитан на 72 часа и состоит из двух модулей:

I модуль (36 часов) «Ребенок с признаками одаренности в семье и в ДОУ» реализуется в 2007-2008 учебном году.

Тематика занятий:

Актуальность и востребованность работы с родителями одаренных детей.

Формы взаимодействия детского сада с родителями детей с признаками одаренности.

Изучение опыта работы с родителями детей с признаками одаренности в ДОУ № 56,65.

Работа специалистов ДОУ по сопровождению детей данной категории.

Социализация детей с признаками одаренности в массовом детском саду.

Обобщение и систематизация опыта работы за год.

II модуль (36 часов) «Дополнительное образование для детей с признаками одаренности» будет реализовываться в 2008-2009 учебном году.

Тематика занятий:

Нормативно-правовая база организации дополнительного образования для детей на базе ДОУ

Формы организации дополнительного образования в ДОУ

Изучение и анализ программ дополнительного образования для детей с признаками одаренности

Основные стратегии обучения и развития детей с признаками одаренности в структуре дополнительного образования

Принципы организации обучения и развития одаренных детей в структуре дополнительного и дошкольного образования образования на базе ДОУ

Изучение опыта работы педагогов по дополнительному образованию в ДОУ города

Занятия проводятся один раз в месяц на базе дошкольных образовательных учреждений. Категория участников курсовой подготовки: старшие воспитатели, воспитатели, психологи детских садов города. Активно привлекаются к участию детские сады, имеющие опыт работы с данной категорией детей (ДОУ№ 56,65). Все встречи проходят в обстановке заинтересованности и в рефлексии педагоги указывают на нужность и востребованность предлагаемого материала.

Педагоги города, работающие с данной категорией детей регулярно делятся своим опытом работы на страницах журнала «Детский сад. День открытых дверей»

По вопросу создания условий для развития детей с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей было выпущено приложение к журналу «Детский сад. День открытых дверей». Составителем данного приложения является заведующая МДОУ № 56 Пашкова Н.Г.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.