Дата публикации: 23.06.2018
Цель: Формировать интерес к истокам русской старины, её традициям, фолклору, культуре, творчеству. Задачи: - продолжать знакомство с жанром народного фольклора; - развивать интерес к сценическому искусству по мотивам народных сказочных персонажей; - воспитывать интерес к русской народной культуре.
Посмотреть публикациюСценарий праздника «Необычные приключения в народной сказке» для детей начальной школы
Цель:
Формировать интерес к истокам русской старины, её традициям, фолклору, культуре, творчеству.
Звучит русская народная песня «Вижу чудное приволье».
Под эту музыку дети входят в зал, красочно оформленный на тему праздника.
Педагог предлагает детям поиграть в игру : «Завалинка».
Как сегодня поутрудети поскоком
мы затеяли игру –двигаются по
Развесёлую «Завалинку».кругу
Эй, Серёжи, Тани, Валеньки,
Разбегайтесь по полянке
Потанцуйте все вприсядку,танцуют вприсядку,
Быстро в парах покружитесь,кружатся в парах
Крепко за руки держитесь.
Ну а дальше не зевайтедети расходятся по залу
За командой успевайте
На завалинку садитесь,на слово «стоят»
Я пятнаю тех ребят,ведущий начинает «пятнать» детей,
Что не сели, а стоят.которые не успели сесть
С окончанием игры, дети садятся на стульчики – к окну и стене (через одного), одинаковое количество с одной и с другой стороны зала.
В дверь стучится почтальон.
Почтальон обращается к детям:
«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Почтальон я непростой нёс пакет вам дорогой. Что в пакете я не знаю. Может, вместе отгадаем?» Передаёт пакет, разукрашенный народным орнаментом, ведущей праздника.
Ведущая берёт у почтальона пакет, достаёт из него необычный расписной сундучок – шкатулку, открывает его волшебным ключом, и показывает детям аккуратно сложенный конверт в котором записка с загадкой.
Ведущая читает загадку: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке. А всего одна игрушка!»
Ведущая:«Ребята, давайте отгадаем, что это за подружки?!»
Ведущая:
- Правильно ребята – эти подружки, распрекрасные матрёшки - веселушки!
Ребята, а знаете, кого мы сегодня ждём на наш праздник? Вы наверно уже догадались, что этой гостьей будет Матрёшка!
А ты, добрый почтальон устал наверно, работа твоя нелёгкая, всё на ногах, да на ногах, повеселись и ты на нашем празднике! Вот, присаживайся к гостям и наслаждайся праздником!
Мы с вами уже знаем, что это русские мастера – умельцы изготавливают эти замечательные игрушки, затем красочно по-разному их расписывают. Любуешься их работами не налюбуешься. Всегда матрёшки красивы, да нарядны.
За дверью слышится стук, царапанье, ворчание.
Ведущая:
- Кто бы это мог быть? Может быть это наша Матрёшка, которую мы на наш праздник ждём?
В зал входит хромая, недовольная Баба Яга с метлой, грозит ею детям.
Баба Яга:
- Фу – фу, сколько здесь противных, крикливых, баловных детей! Ужасно, как я не люблю этот детский шум! На праздник собрались, да? А я вот вам всем праздник то ваш испорчу, и вообще его отменю. Потому, что вы свою гостью – Матрёшечку, так и не дождётесь! (смотрит на детей зло, ехидно, куражится).
Ведущая:
- Уходи противная Баба Яга! Мы тебя на наш праздник не звали, не мешай нам, мы ждём Матрёшку!
Баба Яга:
- Ага, как же, так и послушала! А, знаете ли вы, несносные, плохие, коварные маленькие безобразники о том, что ваша подружка Матрёшка у меня в избушке на курьих ножках заперта?
Ведущая:
- Баба Яга, а зачем тебе понадобилась наша Матрёшка?
Баба Яга:
- Как это зачем? Я уже старо-древняя, слепая стала, немощная, вот мне ваша Матрёшечка и пол в избушке помоет, и дрова заготовит, и обед приготовит, и по грибочки, по поганочки сходит, да во всём мне помощницей будет! А ослушается, то я её в котле чугунном сварю – закопчу вместе с поганками, да с пиявками!
Ведущая:
- Какая же ты злодейка, Баба Яга! Вот посмотри сама, как ребята ждут Матрёшечку.
Входит Добрый Молодец, оглядывается, озирается по сторонам.
Добрый Молодец:
- Шёл я по дороге, услышал шум. Ах, вот кто здесь, Бабка Ёжка – Костяная Ножка! Там где она, там и беда! Что опять натворила, Карга старо-древняя? Нет на тебя, злодейка никакой управы.
Ведущая:
- Она нашу подружку Матрёшку похитила, в скрипучей избушке своей держит взаперти.
Добрый Молодец:
- А вы, ребята не печальтесь, веселитесь! Баба Яга не выносит когда кто то радуется, у неё от этого голова болит и зуб единственный ноет! Больше шумите, громче радуйтесь! Только тогда своего добьётесь, и вернёт вам старая злодейка вашу Матрёшку!
Так что дуйте в дудки, бейте в ложки,
Выручаем мы Матрёшку.
Дети играют на музыкальных инструментах (дудках, ложках, металлофоне и других музыкальных инструментах) русскую народную мелодию «Калинка» или «Барыня».
Баба Яга:
- Фу, фу, расшумелись тут, даже в лесу ваш гвалт слышен, никакого покоя от вас нет! Забирайте вашу Матрёшку, только не шумите так, что в лесу слышно! Загадку вот только отгадайте. А то получается, что я вам за так Матрёшку возвращаю. А я ведь тщеславная, себялюбивая. Не пристало мне просто за так уступать людям. Отгадывайте загадку:
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
Дети:
-Ступа!
Баба Яга:
- Молодцы! Отгадали!
В зал входит Матрёшка под русскую народную музыку: «Во поле берёзонька стояла…» - дети поют эту песню.
Матрёшка:
- Здравствуйте ребята, спасибо вам за то, что меня от злой Бабы Яги вызволили!
Выходит ребёнок, читает стихотворение для «Матрёшки»:
Будь здоровой, будь счастливой!
Будь, как солнышко красивой!
Будь, как звонкий ручеёк!
Будь, как бабочка игривой!
Будь всегда трудолюбива!
И расти большой, большой,
Вот такой, такой, такой!
(все дети поднимают руки вверх!)
Матрёшка:
- Спасибо, вам ребята за добрые пожелания!
Ведущая:
- Солнце в небе ярче светит,
Ему радуются дети.
В хоровод скорей вставайте,
И друзей всех приглашайте!
В хоровод и ты вставай, испекли мы каравай!
Каравай, каравай веселее подпевай!
Дети вместе с Матрёшкой играют в русскую народную игру «Каравай».
Ведущая:
- Матрёшка, а из круга мы тебя не выпустим, пока ты с нами не поиграешь в игру: «Не выпустим.»
Выходит Добрый молодец и предлагает станцевать танец: «Приглашение».
(дети танцуют)
В зал вбегают два скомороха и пляшут «Комаринского».
Первый скоморох:
- Вы ребята так спешили,
Танцы, песни разучили.
Второй скоморох:
- А стихи то вы прочтёте,
Так, как пляшете, поёте!
Первый скоморох:
- Вот порадуйте Матрёшку,
Заодно и скоморошек! Матрёшка и скоморошки усаживаются на стулья, чтобы полушать, как дети читают стихи.
Дети читают стихи:
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой, - будет третья за второй!
Половинку отвинтили плотную, притёртую.
И сумеешь ты найти куколку четвёртую.
Вынь её и посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней живёт шестая.
А в шестой седьмая, а в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные, в ряд сёстры-куколки стоят.
- Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: - восемь!
Матрёшка и скоморошки благодарят детей за хорошие стихи про матрёшек.
Скоморошек первый:
- Стихи вы знаете, а вот про сказки никто ни слова не сказал. Ребята, а вы много сказок знаете?
Дети:
- Да, много.
Скоморошек второй:
- А вот мы сейчас проверим! Я буду вам показывать картинки – иллюстрации из сказок, а вы будете отгадывать, называть эти сказки.
Скоморошки по очереди показывают иллюстрации из книг русских народных сказок, а дети называют их.
Герои праздника подхваливают детей.
Ведущая:
- Вы ребята слышали про небылицы.
Первый скоморох:
- Я знаю одну потешную небылицу. Вот послушайте. Вместе посмеёмся.
Появляется Баба Яга….(идёт подмигивает, всем улыбается, делает вид виноватый, застенчивый)
Баба Яга:
- Друзья простите меня, ведь вы мою вредную натуру от зла вылечили. Я сегодня вместе с вами, тоже хочу веселиться на празднике Матрёшки. Может вы, ребятушки частушки петь умеете? Если не умеете петь частушки, то я вас научу. Вот послушайте мою частушку про мою бессменную помощницу метлу.
Баба Ягапоёт частушку:
- Без метлы мне не летать,
Следы нечем заметать,
Горе, горе у Яги,
Если нет у ней метлы!
Ведущая:
- Молодец Баба Яга, мы и не знали, что ты такая талантливая певунья!
(Баба Яга делает вид добродушный, застенчивый)
Ведущая:
- Наши дети тоже умеют петь весёлые частушки. Они их для праздника Матрёшки выучили.
(дети поют частушки)
1 ребёнок:
Ах, матрёшки, ах матрёшки
Раз, два, три, четыре, пять…
Все упали на пол с полки
Я устала вас считать.
2 ребёнок:
Собирала я матрёшек,
Помещала всех в одну.
Как они все помещались,
Я сама и не пойму.
3 ребёнок:
Ах, матрёшки, вы матрёшки
Ротик улыбается,
Что вы нравитесь всем детям
Никто не сомневается
4 ребёнок:
Ах, матрёшки вы матрёшки
Глазки голубые,
Кто придумал вас для нас,
Милые такие!
Матрёшка:
- Молодцы ребята, мне понравились ваши замечательные частушки!
В зал вбегает испуганный, шумный леший.
Леший:
- Что за шум, что за гвалт? Что за праздничный наряд?
Я спокойно спал под кочкой, целых три подряд денёчка. И видал в прекрасном сне:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Крыши испугались, лают на ворон,
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Лошадь ела кашу, а мужик овёс.
Лошадь села в сани, а мужик повёз…
Баба Яга:
- Ну ты тут и наплёл, ничего не разобрать, всё перепутал!
Ведущая:
- Успокойся Баба Яга, ничего страшного, мы так с ребятами тоже развлекаемся, когда сочиняем небылицы и путаницы.
Баба Яга:
- Ишь, Лешуга, и здесь себе заступничков, нашёл! А то бы я, тебе метлой так задала по шее, за твои пакостные делишки. Признайся, как ты людей в дебри заманиваешь. Да так, что они выбраться из леса не могут. Во всём бы ты всех путал, да перевёртывал. С тем видать сюда и явился нечистый дух!
( леший пятиться назад, от Бабы Яги руками закрывается)
Матрёшка:
- Хватит вам ссориться, здесь. на моём празднике место только доброму веселью. Давайте лучше посмотрим на хороводный танец, который нам ребята приготовили:
(дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив)
Любят очень нарядиться
Деревянные сестрицы,
Ой, лю - ли, лю –ли, лю – ли чернобровы, круглолицы
(дети качают головой от плеча к плечу)
Любят яркие одёжки деревянные матрёшки.
Ой, лю - ли, лю –ли, лю – ли деревянные матрёшки
(дети кладут руки на пояс, делают полуоборот вправо, влево)
Как матрёшка одевалась,
В сарафанчик наряжалась
Ой, лю - ли, лю –ли, лю – ли в сарафанчик наряжалась.
(дети поднимают руки, два раза поворачиваются на месте и снова продолжают хоровод)
Как у нашей у матрёшки
сарафан упрятал ножки
Ой, лю - ли, лю –ли, лю – ли сарафан упрятал ножки
(дети приседают на корточки)
Как матрёшки заплетались,
Да платочком укрывались
Ой, лю - ли, лю – ли, лю – ли да платочком укрывались.
(дети изображают, будто они плетут косу и завязывают платок)
Чернобровы, круглолицы,
Очень дружат все сестрицы.
Ой, лю - ли, лю – ли, лю – ли очень дружат все сестрицы.
(дети поднимают руки вверх и собираются в центре хоровода, затем отходят назад)
Что случилось милый друг?
Кто – то спрятал всех подруг
Ой, лю - ли, лю – ли, лю – ли кто-то спрятал всех подруг.
(дети от удивления разводят руками)
Ты не бойся, дорогой
Они сидят одна в одной.
Ой, лю - ли, лю – ли, лю – ли они сидят одна в одной.
(на слова «одна в одной» делают два хлопка в ладоши).
Леший:
- Всё ваши дети умеют - и петь, и плясать, и на разных инструментах играть, и хороводы водить, и загадки отгадывать, игры знают задорные. А про скороговорки ваши ребята слышали?
Дети:
- Слышали (другие варианты ответов детей)
Матрёшка:
- Ты Леший не хвались! Я то знаю, что ты даже простые слова порой непонятно произносишь. Вот проговори хотя бы эту простую скороговорку:
«Ткёт ткач ткани на сарафан для Тани»
(леший пытается произнести скороговорку, да только больше запутывается)
1Матрёшка:
- Вот, по делом тебе, выскочка, не будешь больше умничать, что б самому глупо не выглядеть.
По залу важно прогуливается Добрый Молодец, машет ярким платком.
Матрёшка:
- Какой красивый платок!
Добрый Молодец:
- Матрёшка, я хочу тебе его подарить. Платок тебе понравился? Это тебе на праздник мой подарок!
Матрёшка:
- Спасибо, тебе Добрый Молодец! Платочек горит как огонёк! Так и хочется пригласить ребят поиграть в игру «Гори, гори ясно»
(Матрёшка приглашает Доброго Молодца и детей поиграть в игру)
Матрёшка:
- Молодцы ребята, весёлая игра у нас получилась!
Ведущая:
- У ребят для тебя Матрёшка, сюрприз приготовлен, и он тебе понравиться
(дети несут в руках рисунки с изображением матрёшек, каждая матрёшка расписана в соответствии с региональным признаком, дети подходят к Матрёшке и называют каждый, свою)
- Загорская!
- Полхов – Майдан!
- Сергиево – Посадская!
- Вятская!
- Семёновская!
Ведущая:
- Наши дети, давно познают искусство народных мастеров! Сами стараются правильно расписывать силуэты матрёшек, в соответствии с заданной росписью, по народной игрушке!
Матрёшка:
- Не ожидала я, что ребята знают так много обо мне и о моих матрёшках сестричках, даже их портреты расписали и мне подарили! Молодцы! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Ловишки». Правила игры вы, ребята знаете. Вы часто в неё играете на прогулке. Только никто не соглашается быть голящим. Назначим его по считалочке. Вставайте в кружок.
Раз малина, два малина,
Ела ягоды Марина.
И в корзине у Марины не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдёт, тот корзиночку найдёт.
(Матрёшка и герои праздника играют в игру «Ловишки»).
Выходит Баба Яга, потягивается, зевает.
Баба Яга:
- Устала я, утомилась, ноги подкашиваются от ваших игр, да плясок. До избушки мне пора. Отдохнуть бы, да сил набраться. (обращается к Лешему)
- ну, что Лешуга, пошли домой, в лес. Лес то у нас, без догляду, кабы чего не случилось! (Баба Яга и Леший прощаются с детьми и гостями праздника)
Матрёшка:
- Мне, тоже пора к сёстрам матрёшкам. Их тоже сегодня пригласили в детские сады на праздники.
Ведущая:
- Закончился наш праздник! Спасибо всем, кто играл, пел, плясал, стихи рассказывал, и тем, кто гостем на наш праздник пришёл! До скорой встречи друзья!
Литература:
Швайко, Г.С. Фольклор на занятиях по изобразительному творчеству в детском саду. [Текст]/ Г.С. Швайко. - Москва - Владос, 2000.-174с.
Штейне, Н.Ф. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 7 – 10 лет. Конспекты занятий. [Текст]/ авт. - составитель Н.Ф. Штейне. – Волгоград: ИТД Корифей, 2012. – 128с.
Яковлева, Т. Н. Фольклор для детей. Методическое пособие. [Текст] /авт – составитель Т.Н. Яковлева. Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128c.
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.