"Дидактические игры на логопедических занятиях"

Дата публикации: 21.08.2018

Балхина Светлана Юрьевна, учитель-логопед
ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

учителя-логопеда

Балхиной Светланы Юрьевны

«Дидактические игры на логопедических занятиях»

г.Тарко-Сале

2016 г.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка.

Недостатки звукопроизношения в той или иной степени отражаются на деятельности и поведении ребенка. Речевое нарушение ограничивает общение ребенка со сверстниками, взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы. Дети, плохо говорящие, уже в дошкольном возрасте, начиная осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, неуверенными в себе, а если их не понимают, то раздражительными и агрессивными, замыкаются в себе. У ребят снижается работоспособность и мотивация к обучению. Нередко встречается расстройство внимания и целенаправленного восприятия. Что затрудняет целостность коррекционного процесса. При обучении в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефект звукопроизношения необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус обладает наибольшей пластичностью. Более того, коррекция звукопроизношения должна осуществляться в комплексе с формированием словаря, грамматического строя речи и развернутой фразовой речи. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушаются условия дальнейшего полноценного развития ребенка.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что игра является более эффективным средством преодоления недостатков речи у детей.

Зная, что основной вид деятельности дошкольников - этоигра, следовательно, высока и потребность детей в игре. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: « У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра».

Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

Следует отметить, при тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произнести поставленный звук в слогах, словах не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного итого же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятию, и тем более, к самоконтролю поставленного звука. Чтобы повысить интерес детей, и сформировать самоконтроль, нужно подбирать разнообразные задания, направленные на правильное произношение поставленных звуков.

Поэтому, на логопедических занятиях, стараюсь, как можно больше использовать игровых приемов и заданий, например, дидактические игры.

Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Материал разработан с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Дидактические игры оптимизируют процесс обучения и активизируют детей на занятии. Каждая разгаданная «тайна» для ребенка – большая победа. Ему приятней «тайну» разгадать самому, чем получить готовый ответ. С этой целью в своих играх использую прием самоконтроля или взаимоконтроля. Более того, положительные эмоции и веселый характер игры помогают значительно быстрее добиться нужного результата.

Наглядный материал прост и универсален тем, что может быть использован, на разных этапах работы со звуком, как в подгруппе детей, так и индивидуально.

Основная цель игры - автоматизация звука. В каждой игре предусмотрено задание для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Правила игры составлены таким образом, что ребенку предлагается выполнить задание на уточнение и активизацию словаря или развитие грамматического строя речи, или совершенствование фонематического слуха, одновременно закрепляя правильное произношение.

Эти игры вариативны, что способствует решению нескольких образовательных и коррекционных задач.

Хочу привести несколько примеров игр:

Развивающее пособие «Найди слово», использованием которого делится  Наталья Чистоклетова в своём блоге «Игры, в которые играют дети и я». В игру входят карточки на каждую букву алфавита, рядом с буквой три картинки с подписями. Цель - найти слова, в которых есть заданная буква и отметить это слово или несколько слов прищепками. Игра направлена на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук т.к. используются прищепки.

При первом знакомстве с карточками мы работали все вместе (я объясняю, произношу все слова и мы вместе находим ответ). Необходимо обратить внимание детей, что буква, которую нам нужно найти любит прятаться - она может быть и в начале слова, и в конце и даже в середине, поэтому нужно быть внимательным. 

Далее ребята выполняют это упражнение самостоятельно. Проходит игра живо, детям нравится выбирать для своей буквы прищепки. Тут и голова работает и пальчики - все при деле. В эту игру можно играть с детьми трёхлетнего возраста и старше.Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст).

Игра «Веселые осьминоги». Цель: Найти, например, похожихосьминожков. Задача: развитие логического мышления, памяти, внимания и речи. Вариантов игры множество, например: 1) Найди на картинке трех осьминогов похожих друг на друга (например, на картинке три осьминога держат рыбу… Сколько таких троек на картинке?)

Это не такая уж и простая задача - найти похожих осьминогов. Вот, например, на картинке можно увидеть сразу три тройки. Это три ушастых, три с рыбами и трое желтых. Ах, эти озорные и веселые осьминожки. Все такие одинаковые, но в тоже время - очень разные и отличаются друг от друга. Кто в шляпе, кто с рыбкой, кто с бантиком, а есть еще ушастые и носатые. А еще у каждого есть свое имя. В одной игре нужно найти осьминожку, который спрятал ракушку, в другой - все осьминоги поссорились и их нужно померить, собрав компанию по интересам (квартет),  в третью игру можно играть самостоятельно, раскладывая пасьянс, а в четвертую целой компанией, угадывать кто-же из осьминогов спрятался.

Осьминожки бывают: желтые, зеленые, синие, ушастые, носатые, с бантиками, в шляпах, с рыбой. 

Игра - рисовалка «Фоторобот». Цель игры: например, нарисовать Кролика (букет цветов, дерево, дедушки, домики, инопланетяне, кораблики, кот и рыбка, насекомые, принцесса, рыбка).Задачи: развитие внимания, воображения, мелкой моторики пальцев рук, развитие речи. Материалы игры: игральный кубик (6 граней), много чистых листов ,таблица с элементами рисунка (щеки, голова, нос, глаза, улыбка, волосы, уши).

Игра рассчитана для детей от 4-х лет, количество игроков – любое.

Правила игры: Игрок бросает ПЕРВЫЙ РАЗ кубик - номер, который выпал на кубике от 1 до 6, указывает под каким номером нужно рисовать вариант щек с усами.Игрок ВТОРОЙ РАЗ бросает кубик, номер, который выпал, указывает, какой вариант головы нужно нарисовать... Игрок бросает кубик дальше, пока не нарисует всего кролика.Можно каждому игроку выдать свой кубик, а можно кубик бросать по очереди.Необычное в этой игре то, что она интересна, есть интрига, виден конечный результат, нет соперничества.

Настольная игра «Зимние прятки». Цель: собрать 7 выигранных карточек с картинкой, изображённой на игровом поле. Задачи: развивать внимание, память, мышление, скорость и речь по тематике (пополнять словарный запас, лексико-грамматические категории).

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Пособие “Где звук?”. Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.Пособие состоит из демонстрационного материала.

Где находится звук «С» в названии картинок (в начале, середине или конце слова)?

Пособие “Звуковой анализ слов”. Цель пособия – упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в дифференциации звуков.

Пособие состоит из демонстрационного и раздаточного материала, Звуковичков (синий-согласный твердый звук, зеленый – согласный мягкий звук и красный – гласный звук), которые своим внешним видом моделируют план речевого высказывания.

Игровые приемы успешно апробированы мною на логопедических занятиях со старшими дошкольниками. Дети с удовольствием принимают участие в игре.

Чем больше самостоятельности предоставляется ребенку в выполнении задач, тем эффективнее становится учебный процесс. Это является серьезным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения.

Занимательный и веселый характер игры способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить детей на усвоение новой информации.

Эффективность использования дидактической игры заключается в том, что дети решают учебные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребята воспринимают умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность. Одновременно, в игре происходит развитие логического мышления, и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать как индивидуально, так и в подгруппе детей.

В результате систематического использования дидактической игры на логопедических занятиях у ребят повышается учебная мотивация, гораздо быстрее формируются речевые навыки, формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду», Просвещение 1982г.

Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2-е издание – М: Мозаика-Синтез, 2005г.

Роготнева А.В. Карташова Г.М. Организация коррекционно-развивающей работы. – Томск, 2004г.

Интернет - ресурсы:

 Наталья Чистоклетова, блог «Игры, в которые играют дети и я»;

(дидактические пособия)

http://www.o-detstve.ru/. (дидактические презентации)

packpacku.net

wwwwww

yasnushki.blogspot.ru


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.