Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Матрёшки-затейницы»

Дата публикации: 01.02.2019

Мазур Светлана Валерьевна, воспитатель
Алтайский край, Первомайский р-н, с. Первомайское

Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки. Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений. Развивать речь детей.
Задачи:
- Обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка. Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение чётко проговаривать звуки «ж», «ш», «с».
- Развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику.
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Матрёшки-затейницы»

Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки. Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений. Развивать речь детей.

Задачи:

- Обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка. Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение чётко проговаривать звуки «ж», «ш», «с».

- Развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику.

- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование:

Наглядное: дидактическая игрушка- матрёшка, карточки с изображением ответов на загадки, мольберт с магнитами. Обруч, аудиозапись народных песен.

Раздаточное: заготовки для рисования по количеству детей, ватные палочки, гуашь, салфетки.

Ход занятия:

Дети и воспитатель стоят в кругу.

Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение? Покажите.

Дети улыбаются.

А можем мы своё хорошее настроение подарить кому-нибудь?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте своё хорошее настроение подарим друг другу.

Дети дарят улыбки.

А сейчас я приглашаю вас сесть на стульчики.

Дети проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, я сегодня когда шла в детский сад, нашла красивую коробочку. Посмотрела, а там лежит вот эта игрушка.(Показывает коробку, достаёт матрёшку). А вы знаете как называется эта игрушка?

Дети: Да, это матрёшка!

Воспитатель: Правильно, ребята, это матрёшка. Сейчас я расскажу про неё историю.

Звучит аудиозапись народных песен.

Давным-давно это было. Из далёкой страны Японии привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились и в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты они были уже по-русски: в сарафаны, фартучки, платочки. Этих кукол назвали Матрёнами, ласково- матрёшками.

Шесть кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В гости к нам сюда идут-

Их всех матрёшками зовут.

Эта игрушечка с сюрпризом…

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрёшечка богата?

Каждая Матрёшка со своей затеей. Но давайте по порядку. Чем нас порадует первая матрёшка? Эта матрёшка любит всем загадывать загадки. Давайте все вместе скажем «ЗАГАДКИ».

Дети: Загадки!

Воспитатель: Пройдёмте со мной к столу с картинками, и послушайте матрёшкины загадки.

Воспитатель с детьми

Проходят к столу, на котором лежат картинки с изображением ответов на загадки.

Воспитатель: Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.

Дети: Заяц!

Воспитатель: Правильно, заяц. Катя, покажи картинку с отгадкой.

Ребёнок показывает картинку, воспитатель вешает её на мольберт.

Следующая загадка.

Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая

В сарай попала

Кур пересчитала.

Дети: Лиса!

Воспитатель: Правильно, лиса. Ваня, покажи картинку с отгадкой.

Ребёнок показывает картинку, воспитатель вешает её на мольберт.

Следующая загадка.

Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд

А зимой сосёт он лапу.

Дети: Медведь!

Воспитатель: Правильно, медведь. Дима, покажи картинку с отгадкой.

Ребёнок показывает картинку, воспитатель вешает её на мольберт.

А сейчас пройдём и сядем на стульчики.

Дети проходят на стульчики. Воспитатель достаёт вторую матрёшку из первой и ставит рядом.

Воспитатель: А эта Матрёшка учит правильно говорить, чисто произносить звуки. А забава её так и называется- чистоговорка. Давайте её вместе скажем «ЧИСТОГОВОРКА».

Дети: Чистоговорка.

Воспитатель читает чистоговорку, дети проговаривают звуки.

Ветерок в лесу- ш-ш-ш,

Ползёт уж в траве- с-с-с,

Прилетел жук- ж-ж-ж,

Спел комарик- с-с-с,

Са-са-са: в норе спит лиса,

Су-су-су: смотрим на лису,

Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы,

Се-се-се: знаем сказку о лисе.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Достаёт третью матрёшку из второй и ставит рядом.

Эта матрёшка к нам пришла и считалки принесла. Дети очень любят бегать и играть, а выбрать водящего помогают считалочки. Давайте вместе скажем «СЧИТАЛОЧКИ».

Дети: Считалочки.

Дети выстраиваются в круг. С помощью считалки выбирается водящий.

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем- водишь ты!

Динамическая пауза: подвижная игра «Зайка».

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в беге, в подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.

Описание: На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на своё место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, выбранный считалкой, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит,- дети стоят в кругу,

Вот так, вот так он ушами шевелит!- шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть- хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать- прыгают на двух ногах на месте.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал!- воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим стульчикам.

Правила: Дети убегают только после слов «И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»

Воспитатель достаёт четвёртую матрёшку из третьей и ставит рядом.

Воспитатель: А это матрёшка- веселушка-хохотушка. Сама любит рассмеяться и вас повеселить хочет. Послушайте её шутки-прибаутки. Давайте вместе скажем «ШУТКИ-ПРИБАУТКИ».

Дети: Шутки-прибаутки.

Воспитатель: «Небывальщина»

По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Малых деточек- поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят.

По сучкам висят, полетать хотят.

Ребята, почему эта шутка-прибаутка называется «Небывальщина»? Чего из того, о чём говорилось в шутке, не бывает.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята.

Достаёт пятую матрёшку из четвёртой и ставит рядом.

А эта матрёшка не любит сидеть на месте. Она любит играть. Давайте и мы поиграем в игру «Пильщики».

Дети становятся парами друг против друга, потом каждые двое детей подают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперёд под слова воспитателя:

Завизжала пила

Зажужжала, как пчела,

Дети: ж-ж-ж-ж…….

Треснула и стала,

Начинай сначала!

Воспитатель достаёт шестую матрёшку из пятой и ставит рядом.

Воспитатель: А эта Матрёшка- художница, она раскрашивает яркими узорами своих сестриц- игрушек-матрёшек. Вот они.

Дети проходят к столам с раздаточным материалом (заготовки для рисования, ватные палочки, гуашь, салфетки), садятся.

Воспитатель: Давайте поможем матрёшке- художнице раскрасить своих сестричек. А раскрашивать мы будем красками, с помощью ватных палочек. Посмотрите, как это делается.

Показывает приёмы раскрашивания на мольберте.

А теперь раскрасьте сами.

Детям предлагается закончить рисунок (нарисовать глаза, серединку цветов, горошины на платке).

Воспитатель: Нарисовали? А теперь отнесём своих матрёшек к сестрицам и полюбуемся, какие они получились красивые и нарядные.

Дети рассматривают работы, затем воспитатель предлагает им сесть на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня делали вместе с матрёшками- затейницами? Что вам особенно понравилось?

Ответы детей.

Давайте поблагодарим Матрёшек и попрощаемся с ними.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.