Дата публикации: 01.06.2019
Предоставить педагогам и родителям стратегию развития мотивации общения у безречевых детей.
Развитие мотивации общения у детей
Любой человек имеет свои потребности и желания, но выразить их способен далеко не каждый. Даже у взрослого нейротипичного (нормально развивающегося) человека иногда возникают трудности в выражении своих мыслей: иногда мы забываем слова; иногда знаем слово, но забываем его значение, а когда-то не можем грамотно и лаконично выстроить фразу, но вся наша речь мотивирована чем-либо (передача данных, управление, общение, передача оценок, методов, способов деятельности, самовыражение).
Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
У многих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) наблюдаются не устойчивые интересы к игрушкам, небольшое количество обращений к окружающим, а выражение своих потребностях не является социально-приемлемым. Иногда на разные «просьбы» ребенок использует разные поведения: хочет в туалет – бегает по кругу, хочет есть – плачет, хочет привлечь к себе внимание – роняет предметы, залазит на возвышенности. Некоторые дети не начинают говорить только потому, что с полувзгляда их желания предугадывают родители. С одной стороны, это говорит о тесной связи, но с другой, это является главным врагом в развитии мотивации общения именно словами.
В том и в другом случае, если ребенка поместить в условия, где нет людей, которые понимают все эти поведения, ребенок останется непонятым, что приведет еще к более худшим последствиям. Ниже приведена программа по развитию мотивации в общении со взрослыми и выражению своих потребностей социально-приемлемым способом (понятным для всех).
Программа: «Как мотивировать желание общаться»
Ниже приведенная программа рассчитана на детей, которые умеют выражать свои желания простыми словами или похожими на них звуками. Цель взрослых – создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден попросить.
Примеры:
Ешьте любимую еду или играйте с любимой игрушкой ребенка, в поле его зрения, но ему не предлагайте. Если ребенок попросит, дайте ему немного, чтобы стимулировать дальнейшие просьбы;
Предложите кусочек пищи, которую ученик не очень любит или делайте неприятные для него вещи, чтобы вызвать протест;
Запустите заводную игрушку, а когда завод кончится, передайте ее ребенку;
Пускайте мыльные пузыри, а после туго заверните баночку и отдайте ребенку;
Начните игру (подкидывайте, кружите, щекочите), пока он не выразит свое удовольствие, затем остановитесь и подождите;
Надуйте воздушный шарик и медленно дайте ему сдуться. Передайте его ребенку или поднесите шарик ко рту и ждите.;
Выберите то, что захочет получить ребенок и положите это в прозрачный контейнер. Закройте контейнер и подождите;
Если он покажет, что хочет пить, дайте ему пустую чашку;
Накройте стол к обеду и не положите ребенку ложку;
Предложите посмотреть книгу, но держите ее «вверх ногами»;
Пойте любимую песню, сделайте паузу и продолжайте петь только тогда, когда ребенок вставит нужное слово;
Если ребенок просит, чтобы его взяли на руки, протяните руки, но не поднимайте ребенка, пока он не скажет: «Вверх», «На ручки» или что-то близкое по смыслу или по звучанию;
Посадите ребенка на качели, подтолкните пару раз, потом задержите качели и подождите, пока ребенок не скажет: «Вперед», «Покачай» или что-то близкое по смыслу или звучанию.
В начале работы используйте подсказки. Начните с полных устных (вербальных) подсказок: качай, дай воды, на руки (зависит от ситуации), т.е. полностью проговариваете, что он должен вам сказать, не используя слово: «Скажи…».
Затем, постепенно убирайте полные вербальные подсказки до частичных вербальных подсказок: я хочу… или первый слог слова, которое ребенок должен произнести в этой ситуации. Далее переходите на подсказки «языком тела»: наклонитесь к ребенку и выразительно посмотрите, пожмите плечами, чтобы изобразить, что вы не поняли. После чего делайте просто паузу перед ответом ребенка.
! Избегайте прямых вопросов: «Что ты хочешь?» [1].
Ситуаций, в которых можно отработать просьбу нескончаемое количество, определите для себя сначала несколько бытовых или игровых ситуаций, в которых вы будете отрабатывать просьбу, после чего добавляйте другие. Требуйте от людей, которые контактируют с ребенком прорабатывание того-же самого, для усиления результата и обобщения навыка.
Составитель: учитель-дефектолог Елисеева А. В.
[1] – Лиф Р., Д. Макэкен. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме. / Перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л. Л. – Москва, 2016.
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.