Проект "Люблю берёзку русскую"

Дата публикации: 17.07.2019

Петрова Елена Александровна, Воспитатель
Новосибирская область, город Куйбышев

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


муниципальное  казённое  дошкольное  образовательное  учреждение  Куйбышевского  района - детский  сад  "Звёздочка"

Педагогический проект

«Люблю берёзку русскую»

Автор проекта:

Леженко Елена Александровна, воспитатель, (89139230749)

Руководитель организации:

Сагидуллина Лилия Маратовна

г. Куйбышев .

Актуальность проекта

Экологическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.

Поэтому в наше время очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проводя летнюю викторину «Знатоки родного края», на вопрос «Самое распространённое дерево в России?», дети не дали правильный ответ, они называли «тополь, клён», то есть те деревья, которые наблюдают в нашей городской среде. Таким образом, я пришла к выводу, что мои воспитанники совместно с родителями мало общаются с природой и имеют не большой багаж знаний о наиболее почитаемом дереве, символе и гордости русского народа – берёзе. Исходя из наблюдаемого факта, возникла необходимость в разработке и реализации проекта «Люблю берёзку русскую».

Гипотеза: Для того чтобы у детей сформировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе, необходимо создать условия для развития познавательной и проектно-исследовательской деятельности.

Цель: Формирование экологической культуры дошкольников через познавательные виды деятельности.

Задачи:

Сформировать представления о дереве - берёзе, как экологическом объекте родного края, о её значении в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) посредством проведения познавательно-исследовательской деятельности.

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, получать новые знания.

Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), их родители.

По числу участников проекта: группа детей (25 детей), воспитатель(1), родители (25 человек).

Длительность проекта: 4 недели.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Мотивация детей к проектной деятельности по данной теме

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где можно узнать?

Берёза растёт в лесу;

У берёзы ствол белый с чёрными пятнами; 

У берёзы вкусный сок;

Из берёзы делают веники.

Почему берёзу называют символом России?

Какую пользу приносит береза?

Сколько лет может прожить берёза?

Зачем берёзе черные пятна на стволе?

У родителей

В СМИ

У друзей

В интернете

Ожидаемые результаты:

Повышение экологической культуры воспитанников;

Расширение знаний участников проекта об исследуемом объекте;

Сформированное представление у детей о берёзе, как о экологическом объекте родного края.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап 

Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

Поиск различных средств достижения цели;

Подготовка дидактического материала;

Подбор художественной литературы.

2. Основной этап 

Реализация основного этапа проекта проходила через организацию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы.

Познавательное развитие

Наблюдение:

Экскурсия к ближайшей берёзке за пределы ДОУ:

Цель: расширить наглядные представления детей о берёзе, её строении и характерных особенностях.

Посадка дерева на территории ДОУ:

Цель: Дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Экспериментирование:

Опыт 1.«Рассматривание коры под лупой».

Цель: продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России, воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Опыт 2. «Как устроен лист».

Цель: расширить представления детей о строение листа, опытным путем, делать вывод.

3. Беседы:

«Береза-символ России».

Цель: способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе,  как о экологическом объекте родного края.

«Почему березы белые?»

Цель: дать представление о своеобразии и неповторимости коры березы, необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

«Как берёза помогает человеку? (лекарственные свойства берёзы)»

Цель: расширять представления детей о медицинских свойствах березы, о её значении в жизни человека в наши дни.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Березка в платье золотом».

Цель: формировать умения детей использовать разнообразные техники рисования (печатание листьями, монотипия, «методом тычка»).

2. Аппликация

«Березовая роща осенью».

Цель: вызвать интерес к созданию образа золотой осени, творчески применяя разные техники аппликации (накладная, симметричная).

«Береза золотая».

Цель: совершенствовать навык детей создавать выразительный образ осенней березы, развивать фантазию, воображение, чувство цвета и ритма.

3. Конструирование (ручной труд)

«Во поле берёзки стояли»

Цель: развивать умения детей конструировать березу из бумаги, совершенствовать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

4. Музыкальная деятельность

Цель: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.

Слушание «Ах ты, береза» обработка Раухвергера.

Пение «песня о родине» слова Е.Карасевой, музыка В.Елинек.

Хоровод «Ай, да береза» музыка Т.Попатенко.

Хоровод «В золоте березонька» слова и музыка Г.Вихаревой.

Пение без сопровождения «Во поле березонька стояла».

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы:

Л. И. Горошкина «Берёзка»;

В. А. Злоказова «Росла Берёзка у дороги на Силач…»;

В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев»;

Н. И. Птухина «Ода берёзе»;

Л. М. Смирнова «Берёзка голову склоня…», «Песнь о берёзе»;

Л. Н. Сурнина «Песнь берёзе»;

Г. Н. Рахимов «Три Берёзки под окном»;

П. Воронько «Береза»;

С. Есенин «Белая береза»;

К. Паустовский «Подарок»;

И. Токмакова «Берёза»;

А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».

2. Загадывание загадок о березе, разучивание пословиц.

Поговорки, пословицы, приметы:

• И у березки слезы текут, когда с нее кору дерут.• Березой обогреешься, но не оденешься.• Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа.• Из березы течет много сока – к дождливому лету.• Если береза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета.

Загадки про березу.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (Береза.)

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза.)

Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой стоит под горой. (Береза.)

Разбежались по опушке

В белых платьях подружки. (Березы)

3. Рассматривание репродукций картин:

И. Шишкин «Берёзовая роща»;

И. Левитан «Берёзы», «Золотая осень», «Берёзовая роща», «Весна. Большая вода»;

А. Куинджи «Берёзовая роща».

Физическое развитие

1. Подвижные игры:

«Беги к берёзе»;

«Берёзовый венок»;

«Кто быстрее соберет берёзовые «почки»?

2. Игры и упражнения

Физкультминутки:

Берёза.

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх).

Берёза моя, берёзонька.

(То же, но левой рукой).

Берёза моя кудрявая.

(Подъём рук вверх, вдох).

Стоишь ты, берёзонька,

(Опустить руки, выдох).

Посреди долинушки,

(Подъём рук, вдох).

На тебе, берёзонька,

(Опустить руки, выдох).

Листья зелёные,

(Подъём рук, вдох).

Под тобой, берёзонька,

(Опустить руки, выдох.)

Трава шёлковая,

(Подъём рук, вдох).

Вокруг тебя, берёзонька,

(Опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные

Венки вьют, плетут…

«Листья берёзы».

Листья берёзы летали, кружились,

(Дети бегут по кругу, машут руками и кружатся).

Как жёлтые пчёлки в воздухе вились.

Пальчиковая гимнастика.

Березка.

У красы берёзки платье серебрится.

(Прямые ладошки держим вертикально, соединив друг с другом.)

У красы берёзки зелены косицы.

(Медленно раскрываем пальчики и шевелим ими.)

Со двора к берёзке выскочили козы.

(Выпрямляем на обеих руках указательные пальцы и мизинцы,

имитируем "козу").

Стали грызть берёзку, а берёзка - в слезы!

(Подносим оба кулачка к глазам, как будто "плачем".)

(Покачивают руками перед собой).

Потом шелестели, немного шуршали

(Садятся на корточки и произносят звук ш-ш-ш).

И под ногами тихонько лежали.

(Сидят на корточках, дотрагиваются ладошками до пола и встают на ноги.).

«Букет для мамы».

1,2,3,4,5 будем листики считать:

Листик березы,

Листик рябины

Листик тополя,

Листик осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет принесем.

Вот теперь мы готовы!

Социально-коммуникативное развитие

1.Сюжетно-ролевые игры:

«Как мы ездили в лес?»;

«Экскурсия в парк».

2. Дидактические игры:

«Бусы для берёзы»;

«Найди листок березы»;

«Закончи фразу»;

«С кем дружит береза?»;

«Что сначала, что потом?»;

«Что сделано из берёзы?»;

«Для чего это нужно?»;

«Семья слов»;

«Вырасти дерево»;

«Найди лишнее».

Работа с родителями.

Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе;

Рекомендации «Здоровье от березки»;

«Воскресный выходной в роще» - экскурсия семьи в березовую рощу;

Изготовление панно из березовых листьев родителями совместно с детьми.

3. Заключительный этап.

Презентация проекта «Люблю берёзку русскую»;

Выставка детских работ.

Вывод: В ходе реализации проекта «Люблю берёзку русскую» у ребят появился интерес узнать намного больше о других деревьях и желание общаться с природой, оберегать её, защищать, заботиться о ней; дети активно проявляют желание отражать свои впечатления через различные виды продуктивной деятельности. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми способствовало их экологическому просвещению и дало большой плюс в экологическом воспитании детей. В ходе познавательно-исследовательской деятельности пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России — березке.

Литература:

Воронкова, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О.А. Воронков. - С- Пб.: Детство – Пресс, 2003. – 56 с.

Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001 


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.