Дата публикации: 17.08.2019
Жизнь любого малыша наполнена фантазиями и выдумками. Это одна из основных особенностей детей дошкольного возраста. Они видят окружающую реальность другими глазами, и часто их ложь непреднамеренна. Как при этом вести себя взрослым Как определить, когда ребенок говорит неправду
Почему дети лгут
Обман возникает после 3,5—4 лет, так как до этого возраста внутренняя речь детей еще недостаточна развита. Они не умеют говорить "про себя", потому и рассказывают все, что приходит в голову. С развитием внутренней речи постепенно появляется и "внутренняя цензура", т. е. умение "прикинуть", что стоит говорить, а что нет. Дети интуитивно начинают искать способы обхода различных неприятных ситуаций вроде выговоров и наказаний. К этому времени ребенок уже успел сформировать отношение к дилемме "ложь — правда". А выводы свои он делает из наблюдений за нами, родителями и другими близкими людьми. От того, насколько искренне складываются отношения со взрослыми, будет зависеть, насколько правдив он будет.
Отличить фантазию малыша от лжи бывает довольно сложно. В чем же разница
Ложь — это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия — свободный полет воображения, абсолютно безвредный.
Итак, чтобы солгать, надо как минимум уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Часто ложь — это способ самообороны. Малыши стремятся защититься от родителей, сверстников, личных проблем и пользуются для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых.
Что же является основной движущей силой в желании ребенка обманывать Страх потерять любовь близких, их расположение, страх быть наказанным, униженным.
Детские страхи — очень серьезная эмоциональная проблема, которая не появляется ниоткуда, сама по себе. Страхи часто продиктованы теми или иными травмирующими психику переживаниями, а иногда и просто сознательно сформированы самими взрослыми.
Страх — это аффективное эмоционально заостренное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, которые отражаются на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давленая и выделении желудочною сока.
Детский психиатр A И. Захаров
Примерно в возрасте 3 лет ребенок начинает испытывать так называемые символические страхи. Наиболее часто встречается боязнь темноты. Темнота создает для малыша ситуацию, аналогичную одиночеству, причем на его впечатления накладывает также отпечаток специфическая детская логика "чего я не вижу, того не существует". Можно выделить два символа
• "Я остался один" — связан с боязнью потерять мать, к которой ребенок очень привязан
• возникновение в воображении ребенка, умеющего образно мыслить, различных сказочных героев в темных углах комнаты.
В таких ситуациях родителям следует оставлять открытой дверь комнаты, в которой спит малыш. Но лучше установить маленькую не слишком яркую лампу, до выключателя которой он мог бы без труда дотянуться.
Нельзя наказывать ребенка, боящегося темноты, "за трусость", стыдить его за это. Страх не пройдет, но ребенок будет пытаться утаить его от родителей.
Необходимо устранить конкретные причины, стоящие за символическими детскими страхами. Иногда полезной может оказаться консультация психолога, психотерапевта.
Со страхом самым непосредственным образом связано чувство тревоги — явление, родственное символическому страху. По сути, это тоже чувство страха, но оно относится к отдаленной во времени опасности. Например, сидя в кресле стоматолога, мы испытываем конкретный страх, но если нам известно, что на следующей неделе мы должны посетить зубного врача, то в течение нескольких дней мы будем испытывать тревогу.
Тревога имеет прямое отношение к неспособности человека принимать решения.
Существуют возрастные и невротические страхи. Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных воспитанников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов
• наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно однако есть и внушаемые страхи Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания
• тревожность в общении с ребенком
• чрезмерное оберегание от опасности
• большое количество запретов
• многочисленные нереализуемые угрозы взрослых психологическая травма испуг, шок
• нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей
• конфликтные ситуации в семье и т. д.
Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психический потрясений — нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще дети испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты.
Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например при нападении собаки.
Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, в присутствии новых людей и предопределен особенностями характера, например повышенной мнительностью. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Также страхи можно условно разделить на врожденные и приобретенные. Врожденные или возрастные страхи сопровождают определенный возрастной период развития. После 3 лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление при этом они очень наивны и легко внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего любого резкого звука, темноты, игрушки. И если на первый взгляд кажется, что ребенок благополучно перенес какую-либо пугающую ситуацию, нельзя исключать вероятность того, что спустя несколько дней или даже недель у него все же проявится страх.
У детей старшего дошкольного возраста интенсивно идет развитие абстрактного мышления, способности к обобщению, классификациям, осознания категорий времени и пространства. Ведущий страх старших дошкольников — страх смерти. Боязнь умереть — это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Ее точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом — смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на формирование категорий времени и пространства. Это выражается в умении определять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, т. е. имеют свои пределы. В ответ на это и проявляется страх смерти как аффективно-заостренное выражение инстинкта самосохранения.
Кроме врожденных страхов, существуют и приобретенные, которые связаны с жизнью ребенка в обществе. Врожденные страхи могут возникать по разным причинам
• как следствие событий, реально происшедших с ребенком. Например, он боится заходить в лифт, потому что раньше в нем застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса
• в результате запугивания родителями, которые говорят ребенку, что отдадут его чужим тете, дяде, если он будет плохо себя вести
• в случае, если родители предъявляют ребенку чрезмерные требования
• по наследству от тревожных родителей, которые часто ведут беседы о болезнях, несчастьях и которые склонны чрезмерно опекать ребенка, как сами всего боятся
• из-за неподходящей по возрасту информации. Ее ребенок может получить из фильмов, книг, телепрограмм или непосредственно из жизни, например, став свидетелем драки, пожара.
Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, себе, ситуации в семье в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации "тотального неуспеха". Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.
Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.
Советы родителям
"Что делать, если у ребенка есть чувство страха"
• В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.
• В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.
• Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.
• Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.
• Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и спасаются от опасностей.
• Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать "ритуал прощания", который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.
• Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами "Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня".
• Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх.
• В домашних условиях необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.
• Важно предусмотреть совместный отдых, способствующий налаживанию эмоционального контакта с ребенком, проявлять заботу и ласку.
• Если у ребенка что-то не получается, не следует ругать его. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.
• В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.
"Что делать, если ребенок обманывает"
• Необходимо понять возможную причину лжи и проанализировать ее ребенок соврал безвинно или преднамеренно.
• В ситуации, когда ребенок все-таки сознался во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, лучше поддержать, чтобы он поверил в собственные силы если смог сознаться, что сказал неправду - значит, еще не все потеряно.
• Если видите, что ребенок не хочет сознаваться, не нужно заставлять его это делать, лучше рассказать сказку или придумать историю о том, к чему приводит ложь и сколько она может доставить неприятностей.
• Во время разговора с ребенком не надо спрашивать у него, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию необходимости обмана.
• Если вы знаете, что ребенок в данный момент лжет, можно сказать" Ты рассказал очень интересную занимательную историю", - давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
• Учитывая то, что детям дошкольного возраста свойственно подражать окружающим, старайтесь быть честными сами, следите за своей речью.
• Желательно делать все, что зависит от взрослых, чтобы ребенок постоянно чувствовал и ощущал родительскую любовь к нему.
• Во взаимоотношениях с ребенком родителям, особенно маме, необходимо как можно чаще использовать телесный контакт.
Советы воспитателю по общению с ребенком, склонным к агрессивным формам поведения
• В группе необходимо создать благоприятную обстановку. Для этого можно использовать различные игры и упражнения, направленные на объединение детей. Это могут быть такие игры, как "Комплименты", "Это - я, узнай меня", "Добрые - злые кошки", "Доброе животное" и др,
• Необходимо развивать социальную и коммуникативную компетентность ребенка, учить способам адекватного поведения с детьми группы в различные режимные моменты. Например, в игре воспитателю необходимо следить за тем, как ребенок вступает в игру, распределяет и принимает на себя роли, как строит взаимоотношения со всеми участниками игрового процесса.
• На художественных и личных примерах воспитывайте в ребенке чувство эмпатии к окружающим, расширяйте его поведенческий репертуар.
• Если воспитатель заметил, что действия ребенка в данной ситуации были правильными, надо похвалить его перед детьми группы. Это придаст ему уверенность в своих силах, повысит его самооценку.
• Во время выполнения ребенком задания важно учитывать его возможности, стараться обеспечить ему успех в какой-либо деятельности,
• Ни при каких обстоятельствах нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, надо принимать его таким, какой он есть.
Советы воспитателю по эффективному взаимодействию с родителями ребенка
Прежде всего, необходимо научиться сглаживать конфликтные ситуации при общении с родителями, используя следующие правила
• начинать разговор с позитивных оценок ребенка, постепенно переходя на ту проблему, которая волнует вас
• не отвечать на проявление родительской агрессии встречной агрессией, лучше пытаться ее погасить, проявляя спокойствие, уравновешенность и настроенность на диалог
• стараться находить с родителями компромиссные решения детских проблем
• с точки зрения педагогической этики не принято говорить родителю о своих проблемах, необходимо вести беседу по вопросам, которые непосредственно их интересуют.
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.