Статья "Почему дети лгут"

Дата публикации: 17.08.2019

Андрусенко Наталья Юрьевна, воспитатель
Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани

Жизнь любого малыша наполнена фантазиями и выдумками. Это одна из основных особенностей детей дошкольного возраста. Они видят окру­жающую реальность другими глазами, и часто их ложь непреднамеренна. Как при этом вести себя взрослым Как определить, когда ребенок говорит неправду
Почему дети лгут
Обман возникает после 3,5—4 лет, так как до этого возраста внутренняя речь детей еще недостаточна развита. Они не умеют говорить "про себя", потому и рассказывают все, что приходит в голову. С развитием внутренней речи постепенно появляется и "внутренняя цензура", т. е. умение "прикинуть", что стоит говорить, а что нет. Дети интуитив­но начинают искать способы обхода различных неприятных ситуаций вроде выговоров и наказаний. К этому времени ребенок уже успел сформировать отношение к дилемме "ложь — правда". А выводы свои он делает из наблюдений за нами, родителями и другими близкими людьми. От того, насколько искренне складываются отношения со взрослыми, будет зависеть, насколько правдив он будет.
Отличить фантазию малыша от лжи бывает довольно сложно. В чем же разница
Ложь — это преднамеренное искаже­ние или выдумывание информации с це­лью личной выгоды. Фантазия — свобод­ный полет воображения, абсолютно без­вредный.
Итак, чтобы солгать, надо как минимум уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Часто ложь — это способ самооборо­ны. Малыши стремятся защититься от роди­телей, сверстников, личных проблем и пользуются для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых.





Что же является основной движущей силой в желании ребенка обманывать Страх потерять любовь близких, их расположение, страх быть наказанным, униженным.
Детские страхи — очень серьезная эмоциональная проблема, которая не появляется ниоткуда, сама по себе. Страхи часто продик­тованы теми или иными травмирующими психику переживаниями, а иногда и просто сознательно сформированы самими взрослыми.

Страх — это аффективное эмоцио­нально заостренное отражение в со­знании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосо­хранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными фи­зиологическими изменениями высшей нервной деятельности, которые от­ражаются на частоте пульса и дыха­ния, показателях артериального дав­леная и выделении желудочною сока.
Детский психиатр A И. Захаров


Примерно в возрасте 3 лет ребенок начинает испытывать так называемые символические страхи. Наиболее часто встречается боязнь темноты. Темно­та создает для малыша ситуацию, аналогичную оди­ночеству, причем на его впечатления накладывает также отпечаток специфическая детская логика "че­го я не вижу, того не существует". Можно выделить два символа
• "Я остался один" — связан с боязнью потерять мать, к которой ребенок очень привязан
• возникновение в воображении ребенка, умею­щего образно мыслить, различных сказочных героев в темных углах комнаты.
В таких ситуациях родителям следует оставлять открытой дверь ком­наты, в которой спит малыш. Но лучше установить маленькую не слишком яркую лампу, до выключателя которой он мог бы без труда дотянуться.
Нельзя наказывать ребенка, боящегося темноты, "за трусость", стыдить его за это. Страх не пройдет, но ребенок будет пытаться ута­ить его от родителей.
Необходимо устранить конкретные причины, стоящие за симво­лическими детскими страхами. Иногда полезной может оказаться консультация психолога, психотерапевта.
Со страхом самым непосредственным образом связано чувство тре­воги — явление, родственное символическому страху. По сути, это тоже чувство страха, но оно относится к отдаленной во времени опасности. Например, сидя в кресле стоматолога, мы испытываем конкретный страх, но если нам известно, что на следующей неделе мы должны посетить зуб­ного врача, то в течение нескольких дней мы будем испытывать тревогу.
Тревога имеет прямое отношение к неспособности человека при­нимать решения.
Существуют возрастные и невротические страхи. Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они про­являются у эмоционально чувствительных воспитанников как отра­жение особенностей их психического и личностного развития. При­чины возникновения таких страхов
• наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно однако есть и внушаемые страхи Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запу­гивают детей, чтобы добиться послушания
• тревожность в общении с ребенком
• чрезмерное оберегание от опасности
• большое количество запретов
• многочисленные нереализуемые угрозы взрослых психологическая травма испуг, шок
• нервно-психические перегрузки матери как следствие вынуж­денной подмены семейных ролей
• конфликтные ситуации в семье и т. д.
Невротические страхи являются результатом длительных и не­разрешимых переживаний или острых психический потрясений — нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных про­цессов. При неврозах значительно чаще дети испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочислен­ных страхов при неврозах является признаком недостаточной уве­ренности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологичес­кой защиты.
Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловлен­ный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например при напа­дении собаки.
Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой об­становке, в присутствии новых людей и предопределен особенностя­ми характера, например повышенной мнительностью. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Также страхи можно условно разделить на врожденные и при­обретенные. Врожденные или возрастные страхи сопровождают определенный возрастной период развития. После 3 лет у детей бур­но развивается фантазия, воображение, образное мышление при этом они очень наивны и легко внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего любого резкого звука, темноты, игрушки. И если на первый взгляд кажется, что ребенок благополучно перенес какую-либо пугающую ситуацию, нельзя исключать вероятность того, что спустя несколько дней или даже недель у него все же проявится страх.
У детей старшего дошкольного возраста интенсивно идет раз­витие абстрактного мышления, способности к обобщению, класси­фикациям, осознания категорий времени и пространства. Ведущий страх старших дошкольников — страх смерти. Боязнь умереть — это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Ее точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом — смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и про­является соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на формирование категорий времени и пространства. Это выражается в умении определять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, т. е. имеют свои пределы. В ответ на это и проявляется страх смерти как аффективно-заостренное выражение инстинкта самосохранения.
Кроме врожденных страхов, сущест­вуют и приобретенные, которые связа­ны с жизнью ребенка в обществе. Врож­денные страхи могут возникать по раз­ным причинам
• как следствие событий, реально происшедших с ребенком. Напри­мер, он боится заходить в лифт, по­тому что раньше в нем застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса
• в результате запугивания родителя­ми, которые говорят ребенку, что отдадут его чужим тете, дяде, если он будет плохо себя вести
• в случае, если родители предъявляют ребенку чрезмерные требования
• по наследству от тревожных родите­лей, которые часто ведут беседы о болезнях, несчастьях и которые склонны чрезмерно опекать ребенка, как сами всего боятся
• из-за неподходящей по возрасту информации. Ее ребенок мо­жет получить из фильмов, книг, телепрограмм или непосредс­твенно из жизни, например, став свидетелем драки, пожара.
Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, себе, ситу­ации в семье в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он ока­зывается в ситуации "тотального неуспеха". Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.
Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут ре­альную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действо­вать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессив­ными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст пробле­мы в межличностном общении.
Советы родителям
"Что делать, если у ребенка есть чувство страха"
• В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ре­бенка отношения с другими членами семьи.
• В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, нахо­дить время для общения с ним.
• Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под за­мок и т. п.
• Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддержи­вать его в трудную минуту.
• Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и спасаются от опасностей.
• Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать "ритуал прощания", который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, приду­мывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.
• Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами "Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня".
• Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх.
• В домашних условиях необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смот­рит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в кото­рых есть сцены насилия.
• Важно предусмотреть совместный отдых, способствующий налаживанию эмоционального контакта с ре­бенком, проявлять заботу и ласку.
• Если у ребенка что-то не получается, не следует ругать его. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.
• В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть после­довательными в воспитании.
"Что делать, если ребенок обманывает"
• Необходимо понять возможную причину лжи и проанализировать ее ребенок соврал безвинно или пред­намеренно.
• В ситуации, когда ребенок все-таки сознался во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, лучше поддержать, чтобы он поверил в собственные силы если смог сознаться, что сказал неправду - значит, еще не все потеряно.
• Если видите, что ребенок не хочет сознаваться, не нужно заставлять его это делать, лучше рассказать сказку или придумать историю о том, к чему приводит ложь и сколько она может доставить неприятностей.
• Во время разговора с ребенком не надо спрашивать у него, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию необходимости обмана.
• Если вы знаете, что ребенок в данный момент лжет, можно сказать" Ты рассказал очень интересную занимательную историю", - давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
• Учитывая то, что детям дошкольного возраста свойственно подражать окружающим, старайтесь быть честными сами, следите за своей речью.
• Желательно делать все, что зависит от взрослых, чтобы ребенок постоянно чувствовал и ощущал роди­тельскую любовь к нему.
• Во взаимоотношениях с ребенком родителям, особенно маме, необходимо как можно чаще использо­вать телесный контакт.
Советы воспитателю по общению с ребенком, склонным к агрессивным формам поведения
• В группе необходимо создать благоприятную обстановку. Для этого можно использовать различные игры и упражнения, направленные на объединение детей. Это могут быть такие игры, как "Комплименты", "Это - я, узнай меня", "Добрые - злые кошки", "Доброе животное" и др,
• Необходимо развивать социальную и коммуникативную компетентность ребенка, учить способам адекватного поведения с детьми группы в различные режимные моменты. Например, в игре воспитателю необходи­мо следить за тем, как ребенок вступает в игру, распределяет и принимает на себя роли, как строит взаимоотношения со всеми участниками игрового процесса.
• На художественных и личных примерах воспитывайте в ре­бенке чувство эмпатии к окружающим, расширяйте его поведенческий репертуар.
• Если воспитатель заметил, что действия ребенка в данной ситуации были правильными, надо похвалить его перед детьми группы. Это придаст ему уверенность в своих силах, повысит его самооценку.
• Во время выполнения ребенком задания важно учитывать его возможности, стараться обеспечить ему успех в какой-либо деятельности,
• Ни при каких обстоятельствах нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, надо принимать его таким, какой он есть.
Советы воспитателю по эффективному взаимодействию с родителями ребенка
Прежде всего, необходимо научиться сглаживать конфликтные ситуации при общении с родителями, используя следующие правила
• начинать разговор с позитивных оценок ребенка, постепен­но переходя на ту проблему, которая волнует вас
• не отвечать на проявление родительской агрессии встреч­ной агрессией, лучше пытаться ее погасить, проявляя спо­койствие, уравновешенность и настроенность на диалог
• стараться находить с родителями компромиссные реше­ния детских проблем
• с точки зрения педагогической этики не принято гово­рить родителю о своих проблемах, необходимо вести беседу по вопросам, которые непосредственно их ин­тересуют.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)



Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.