Дата публикации: 19.11.2017
Помощ молодым учителям в составлении учебной программы по технологии
Посмотреть публикациюТЕХНОЛОГИЯ МАТЧВОРКА (КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СПИЧЕК )
Воробьев Олег Васильевич
учитель технологии ГБОУ СОШ № 6 г Севастополя
Пояснительная записка
Вариативный модуль разработан к учебной программе «Технология, 5-6 классы». Программой модуля предусмотрено ознакомление учащихся с одним из видов декоративно- прикладного искусства матчворк ( с английского match – спички, work – работа) – изготовление изделий из спичек.
Спички – самый простой и доступный поделочный материал, который только можно себе представить. Они открывают широкие возможности для творчества и развлечения. Кроме того, спич ки – это отличный материал для составления различных головоломок, а также чудесное развивающее средство для детей, которое одновременно является и обучением, и забавой.
Первая спичечная мануфактура была зарегистрирована в 1837году в Петербурге. Это была «Невская спичечная фабрика А.Г.Забелина».
В мире эта техника не сильно распространена, но имеет много сторонников благодаря тому, что занимаясь этим делом, можно приобрести много ценных навыков и развить или усовершенствовать некоторые черты своего характера. Кроме того конструирование моделей из спичек дает возможность проявить бесконечное терпение, хорошо развить пространственное представление, талант конструктора и творческие способности.
Для изготовления изделий в этой технике необходим недорогой и всем доступный материал –спички, клей ПВА и несложные приспособления (канцелярский нож или лезвие, наждачная шкурка).
Изучение технологии матчворка предусматривается через проектно-технологическую деятельность. Ученики должны выполнить проект как результат работы над содержанием модуля. Проект должен складываться из портфолио, куда входит:
- обоснование выбора темы проекта, его актуальность;
- план работы по выполнению проекта;
- план проектной деяльности;
- требования к изготовлению или критерии изделия;
- определения необходимых знаний и умений;
- информация об эволюции техники или изделия;
- изделия-аналоги и их анализ;
- конструирование собственного изделия ( описание, эскизные зарисовки; шаблоны ; технология изготовления изделия);
- экономическое обоснование; мини-маркетинговые исследования, реклама; фото готового изделия.
Во время выполнения проекта важно обратить внимание на его материалоемкость и стоимость. Проекты из спичек отвечают этим требованиям.Изготавливать задуманное изделие можно из каких-либо спичек.
Защиту проекта можно осуществлять по такому ориентировочному плану:
- отвечает ли готовое изделие замыслу, разработанным критериям;
- какие ориентировочные материальные затраты, сколько времени изготовлялось изделие;
- что нового внесено в технологию изготовления подобных изделий, оформление изделия;
- какая ориентировочная стоимость изделия и ее сравнение со стоимостью таких изделий в художественных салонах,на рынках и др;
- какие трудности возникали во время выполнения творческого проекта, пути их преодоления;
- сравнение реальных результатов с заданиями, которые планировались по выполнению творческого проекта;
- почему получили именно такой результат;
- что необходимо сделать для того, чтобы иметь лучшие результаты работы;
- планы на будущее.
Для защиты проекта можно использовать презентацию проекта, выполненную в программе, например, PowerPointt.
Во время выполнения работ необходимо уделять внимание правилам безопасного труда, организации рабочего места и санитарно - гигиеническим требованиям.
Тематический план
№ п.п. | Название темы | Коли чество часов |
1 | Общие сведения о технологии матчворка (конструирования из спичек). | 2 |
2 | Проектирование и изготовление изделия из спичек | 16 |
3 | Презентация и оценка результаов проектной деятельности | 2 |
Всего | 20 |
Программа
№№п .п. | Кол часов. | Название темы и ее содержание | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
1 | 2 2 | Общие сведения о технологии матчворк Короткие исторические сведения о возникновении и развитии технологии матчворк. Место и роль технологии конструирования из спичек в современном декоративно – прикладном искусстве. Виды изделий из спичек: объемные изделия из спичек; картинки из спичек; аппликация из спичек; изделия из спичек с использованием природных материалов. Материалы для матчворка, их свойства. Инструменты и приспособления для „спичечного” конструирования. Правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Технология конструирования из спичек. | Называет изделия, созданные в технике матчворк; их использование; различает виды изделий из спичек; характеризует материалы, которые используются; подбирает инструменты и использует для работы; обосновывает подбор конструкционных материалов в зависимости от назначения изделия; знает правила безопасного труда, санитарно-гигиенические требования, как организовать рабочее место. |
2 | 116 | Проектирование и изготовление изделий техникой матчворк Постановка проблемы. Определение задач для выполнения проекта. Работа с информационными источниками. Создание банка идей. Анализ и систематизация информации. Разработка эскизного рисунка изделия. Создание узора или модели изделия ( по выбору) . Технологическая последовательность изготовления изделия: подбор материала и инструментов; подготовка материала; изготовление деталей; соединение деталей между собой, изготовление изделия; окончательная обработка изделия. Контроль качества изделия. Уход за изделием. Экономическое обоснование изделия. Маркетинговые исследования. Разработка рекламы. | Составляет план работы по выполнению проекта и план проектной деятельности; осуществляет поиск информации и изделий-аналогов; анализирует и систематизирует информацию; разрабатывает эскизный рисунок изделия; подбирает материал,истру- менты, приспособления; готовит материал к работе определяет способ соединения деталей между собой; соединяет материал в детали и детали между собой; обрабатывает изделие наждачной шкуркой; контролирует качество изделия; организовывает свое рабочее место во время выполнения различных работ; придерживается правил безопасного труда, санитарно-гигиенических требований; выполняет экономическое обоснование , маркетинговые исследования; разрабатывает рекламу; оформляет необходимые документы для портфолио; создает презентацию собственного проекта (в электронном виде). |
3 | 22 | Презентация и оценка проектной деятельности. Компонирование портфолио проекта. Защита проекта (по плану). | Характеризует составные портфолио; компонует портфолио; защищает проект; осуществляет оценку изготовленного изделия и процесса труда по общим эстетическим и функциональным показателям |
Ориентировочный перечень объектов труда
Архитектурные модели (здание, мельница, беседка, церкви), транспортные средства ( корабль, самолет ), мебель (стул, стол ), звери ( конь, петушок ), аппликации и картинки из спичек.
Инструменты, приспособления и материалы
Нож канцелярский .
Дощечка для резания.
Спички
Наждачная шкурка.
Клей ПВА.
Литература
1. Георгиев А. Чудесные поделки из спичек . –М.: Клуб семейного досуга. -2009.
2. Кабаченко С. Поделки из спичек . –Ленинградское издательство. - 2009.
3. Поделки из спичек. Изд. «Эксмо». -2009.
4. Дубовицкая Е.Г.Увлекательные поделки из спичек.Ростов-на-Дону. «Феникс».-2008.
Список сайтов
1. http://podelkiizspichek.narod.ru/
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.