Дата публикации: 10.12.2019
Основная цель экологического воспитания научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи
• •углубить и расширить экологические знания
• •привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные
• •развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности
• •сформировать воспитать чувства бережного отношения к природе.
Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду - это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.
Статья
Тема: «Наблюдение как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
составила: воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 154»
Плетнева Любовь Николаевна
город Магнитогорск
декабрь 2019 год
В настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла огромные масштабы.
Дошкольное учреждения уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения. Это происходит от того, что детский сад всегда мало уделял внимания экологическому воспитанию. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
·углубить и расширить экологические знания;
·привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные;
·развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
·сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Компонентами процесса экологического образования в ДОУ являются:
Цели, принципы, задачи;
содержание;
методы, формы, средства;
условия;
результаты.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.
Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста
Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях закрепляются в повседневной жизни.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на: а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.
К групповым - кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку.
Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду - это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.
В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми - когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.
Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах - поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.
Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем равномерно распределить на несколько занятий. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен заранее подготовиться - выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями
Существуют различные виды наблюдений.
По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями;- опыты с животными;- опыты с объектами неживой природы;- опыты, объектом которых является человек.По месту проведения опытов:- в групповой комнате;- на участке;- в лесу, в поле и т.д.По количеству детей:- индивидуальные (1-4 ребенка);- групповые (5-10 детей);- коллективные (вся группа).По причине их проведения:- случайные;- запланированные;- поставленные в ответ на вопрос ребенка.По характеру познавательной деятельности детей:- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);- решение экспериментальных задач.
Предлагаем вам ряд практических материалов по данной теме.
«Наблюдение за сезонными изменениями. Зима»
Цели:
— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам...
Н. Асеев
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. ( беседа с детьми, предполагаемые вопросы)
Воспитатель:
♦ За каким месяцем идет декабрь?
♦ Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем?
♦ Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
♦ Какие защитные свойства у снега?
♦ Найдите на нашем участке приметы зимы.
«Наблюдение за огородом»
Цели:
— знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;
— воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Ход наблюдения:
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью —
Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Воспитатель:
♦ Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.)
♦ Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим от холода и ветра.)
♦ Если много снега в огороде — это плохо или хорошо? (Хорошо, много влаги.)
♦ Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.)
♦ Где больше снега — у здания или в центре? (У здания.)
♦ Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода.
Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
«Наблюдение за воробьем»
Цели:
— продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;
— формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;
— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Ход наблюдения
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца.
В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦ Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
♦ Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
♦ Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.)
♦ Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
♦ Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.
♦ Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.
♦ Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
♦ Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)
♦ Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
«Наблюдение за снегопадом»
Цели:
— формировать представление о свойствах снега;
— закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде;
— развить чувство прекрасного.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
Воспитатель : При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья
♦ Почему снег хрустит под ногами?
♦ Почему снег бывает рыхлый?
Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
«Наблюдение за общественным транспортом»
Цели:
— закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;
— воспитывать интерес к технике и труду взрослых.
Ход наблюдения
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре,
Укажет он кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже —
На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю,
На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю.
В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦ Какой общественный транспорт вы знаете?
♦ Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.)
♦ Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)
♦ В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)
♦ Из какой двери надо выходить? (Из задней.)
♦ С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.)
♦ Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.)
♦ Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?
♦ Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.) На какой свет светофора? (на зеленый)
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.