Родительское собрание ТЕМА «Психологическое здоровье дошкольников и коррекция личности ребенка с использованием Арт-терапии»

Дата публикации: 22.03.2020

Ольга Ивановна Дорошенко, воспитатель
Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г.Лангепас

Цель повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей - о воспитании, развитии, психологической безопасности детей создания благоприятного микроклимата в семье, профилактика психологического дискомфорта для ребенка с ОВЗ. Задачи - развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка методом арт- терапевтического воздействия - изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановления жизненного ресурса ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


ЛГ МАДОУ Детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»

Коррекционная группа №5 «Золотой ключик»

Воспитатели:

Дорошенко О.И.

Гусева С.В.

Родительское собрание

ТЕМА: «Психологическое здоровье дошкольников и коррекция личности ребенка с использованием Арт-терапии»

Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:

- о воспитании, развитии, психологической безопасности детей: создания благоприятного микроклимата в семье, профилактика психологического дискомфорта для ребенка с ОВЗ.

Задачи:

- развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка методом арт- терапевтического воздействия;

- изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановления жизненного ресурса ребенка.

Повестка дня:

Организационная часть. Приветствие.

Теоретическая часть:

Блиц-опрос

Упражнение «Психологический портрет здорового ребенка».

Мини-лекция : «Психологическое здоровье дошкольников и коррекция личности ребенка методом Арт-терапии» с использованием презентаций.

Практическая часть. Родители на практике пробуют работать с некоторыми видами арт-терапии: выбирают одну из техник рисования изотерапии, песочная терапия.

Общие вопросы

Заключительная часть

Ход мероприятия

Приветствие. Здравствуйте уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас на нашей встрече, а тема нашего разговора «Психологическое здоровье дошкольников и коррекция личности ребенка с использованием Арт-терапии».

-Сегодня мы попробуем разобраться, от чего зависит психологическое здоровье, почему оно так важно и какие последствия могут произойти, если его не соблюдать.

Блиц – опрос.

Согласны ли Вы с мнением «Здоровый человек это не тот, который не имеет проблем, а тот, который может с ними справиться». Продолжите предложение и передайте мяч.

«Здоровый ребенок- это ребенок, который ( не болеет, физически крепкий, самостоятельно преодолевает трудности, счастливый, жизнерадостный)

Вывод: В своих ответах вы сделали акцент на физическое здоровье ребенка, понятие здоровье ребенка помимо физического здоровья включает и психологическое здоровье. - Давайте с Вами составим портрет здорового ребенка.

Упражнение «Психологический портрет здорового ребенка».

Для этого из предложенных высказываний выберите те, которые характеризуют «психологически здорового» ребенка (трудолюбивый, ленивый, жизнерадостный, печальный, ответственный, инициативный, пассивный).

Давайте рассмотрим с вами основные показатели психологического здоровья:

Быстрая адаптация к ДОУ

Положительный мотив социальной деятельности

Высокий уровень коммуникативных навыков

Отсутствие нарушений в поведении

Выделяют уровни психологического здоровья:

Высокий- дети быстро адаптируются к новой среде, у них есть силы для преодления стрессовой ситуации.

Средний- в целом адаптированы, однако имеют некоторую тревожность.

Низкий- или приспосабливаются к внешним обстоятельствам в ущерб своим возможностям или делают не выносимой жизнь другим. Им необходима психологическая помощь.

Важнейшими условиями нормального психосоциального развития являются спокойная доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию воспитателей и родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка: беседуют, играют, поддерживают дисциплину, предоставляют разумную свободу ребенку для проявления самостоятельности.

Будьте внимательны!

Последствия психологического дискомфорта являются:

появление фобий, страхов, тревожность, повышенная агрессивность;

Переход в соматические заболевания; психологическая защита – замкнутость, зависимости;

Агрессивные реакции.

Благоприятный психологический комфорт создают:

Использование различных игр и упражнений, этюдов

Рядом с ребенком взрослый-образец для ребенка: чуткий, добрый, приветливый, находящий время для общения.

Мини-лекция с использованием презентаций.

Теперь давайте опять вернемся к нашей теме:

«Психологическое здоровье дошкольников и коррекция личности ребенка методом Арт-терапии»

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.

Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми нашей категории можно выделить основные направления использования искусства в этой работе. А именно:

психофизиологическое;

психотерапевтическое;

психологическое;

социально-педагогическое.

Психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений.

Психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу.

Психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции.

Социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

В системе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья можно выделить 2 взаимосвязанных и взаимодополняющих направления: артпедагогика и арттерапия.

Рассмотрим эти направления.

Артпедагогика или художественная педагогика, по отношению к специальному образованию – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую), включающач в себя все общепринятые педагогические принципы и методы.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Цель артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Основные функции артпедагогики:

культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом);

образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности);

воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства);

коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

И тесно связанная с ней арттерапия, которая имеет несколько значений:

рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

как комплекс арттерапевтических методик;

как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

как метод.

Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.

Поэтому можно дать определение арттерапии, основываясь связи с артпедагогикой, такое:

Арттерапия применительно к специальному образованию - как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике - как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

В настоящее время арттерапия включает в себя такие виды как:

Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.

Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.

Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.

Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции.(чтение сказок)

Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)

Работа с семьей – восстановление механизмов интеграции семьи и коррекция неэффективной родительской позиции.

Родителям предлагаем просмотр презентаций по темам:

- «Коррекция эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>

- «Изотерапия - Виды техники рисования»

Практическая часть

Родители на практике пробуют работать с некоторыми видами арт-терапии: выбирают одну из техник рисования изотерапии,

песочная терапия.

3 часть. Заключительная. Рефлексия.

Обмен мнениями. Вопросы родителей к педагогу.

Родителям предлагаем памятки: «Виды арт-терапии», «Условия проведения арт-терапии».

Выводы:

Родители познакомившись с выше сказанным, и поработав с некоторыми техниками изотерапии, песочной терапии делают выводы, что используя в работе с дошкольниками данные методы здоровьесберегающей технологии, помогают способствовать сохранению у детей хорошего настроения, работоспособности, развитию культуры речи, улучшению эмоционального состояния и психических процессов, раскрытию творческих возможностей, формированию нравственных качеств и эстетического отношения к окружающему миру и, самое главное, укреплению здоровья наших детей!

Фотография на память.

Педагог. Наше родительское собрание хотелось бы закончить словами китайской пословицы:

Расскажи — и я забуду.

Покажи — и я запомню.

Дай попробовать — и я пойму.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.