Дата публикации: 11.05.2020
Обмен педагогическим опытом
Посмотреть публикациюМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского туризма экологии и творчества им .Р .Р Лейцигера
(МБУДО ЦДТЭиТ им. Р.Р. Лейцингера)
357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Теплосерная, д. 52. Тел. (8793) 39-18-61, e-mail: centurecotvor@yandex.ru
Возраст обучающихся 6-18 лет
Руководитель объединения
Антонова И.И.,
Педагог дополнительного образования
2020 год
г. Пятигорск
Цель:
-приобщение к истокам национальной культуры через возрождение видов русского народного рукоделия.
Участники:обучающиеся объединения «Серебряная нить», педагог Берлина О.В.
Форма:показ презентации, чтение стихов, конкурсы, загадки, чаепитие.
Ход мероприятия.
Педагог:Добрый день всем собравшимся на наш праздник!
С всемирным днем вязанья,
Сегодня, поздравить я рада,
Всех тех, кому нитки и спицы,
Дороже конфет шоколадных.
Берите же, то что вяжете,
Идите в парк или кафе,
Вы этим самым докажете-
Вязанье доступно всем!
Пусть работы у вас получаются,
И желанья, почаще, сбываются.
Нитки пусть будут гладкими,
Ну а жизнь будет сладкою!
Для каждого из нас любовь к Родине начинается с отчего края, с неповторимости родной природы, быта, обрядов, безымянных, но дорогих сердцу песен, сказок, многообразия традиционного народного искусства…
Говорят, новое – это хорошо забытое старое, к счастью женское рукоделие никогда не исчезало на Руси, оно лишь слегка подвигалось в тень или вновь выходило вперед. Некоторое время назад увлечения различными видами женского рукоделия пережили свое второе рождение…
Далее идет презентация «Творческой мастрской ,,Чудо-мастер,,».
Педагог:Задает вопрос. Как вы можете объяснить слово «Белоручка»? (ответ)
Педагог:- Рукоделье на Руси подразделялись на «белоручные» и «черные». К первым относились вышивание по канве, шелком, шерстью, вязание кошельков, поясов, золотошвейные и бисерные работы.
Ко вторым гончарное и литейное ремесло.
Обучающиеся читают стихи о вязании.
Нитки, спицы и крючки
Для вязания нужны,
Чтобы шапочку связать
Волокно в клубок смотать
Много женщин есть на свете-
Вяжут, вяжут на рассвете,
Но конечный результат
Превосходит любой клад:
Платье красно-шерстяное,
Полотенчико льняное,
Свитер из альпака,
Связанный в день брака.
Любят женщины вязать,
Что еще можно сказать?
Лишь пожелать тебе хочу
Я вискозную звезду
Чтоб всегда в небе сияла
И обо мне напоминала!
2 обучающийся
Я себе вязала кофту
Целый месяц, или два.
Но увы, в мою работу
Лишь пролезла голова.
Я опять перевязала
Но старалась, видно зря:
В этот раз в нее влезала
Не одна, а три меня.
Вновь работу распустила.
Это был последний раз,
Потому что нитка как-то
Вся сама переплелась.
Вся скрутилась, замоталась,
Бесполезным став комком.
Я разматывать пыталась,
Только плюнула потом.
Нитки жаль, конечно, очень,
И вину чтоб искупить,
Я решила кучу строчек
Бедным ниткам посвятить.
3 обучающийся
Наша старшая сестра
Вяжет с самого утра
Даже ночью ей не спится:
Под подушку прячет спицы,
Ночью сядет на кровать –
В темноте начнет вязать.
Нитки старые мотает-
Новых мама не дает.
Шерсть по комнате летает
И к соседям пристает!
В нашем доме все соседки
Вяжут шарфы и жакетки,
Даже девушка-майор
Выходит с нитками во двор.
Наша старшая сестра
Вяжет с самого утра.
Целый день не ест, не пьет,
Где-то нитки достает.
Если шерсти не хватает,
Открывает сундуки.
На глазах фуфайки тают,
Расползаясь на куски!
4 обучающийся
Приходит бабушка домой-
Нет косынки с бахромой!
Где же дедушкин жилет?
И жилета больше нет!
Кофточка – без ворота!
В доме все распорото!
Спят на солнце у калитки
Два пушистеньких щенка,
А сестра мотает нитки
Глядит на них издалека.
Знаю я свою сестру!
Лучше я щенят запру!
Она возьмет моих щенков,
Из них наделает мотков
Она ни слова мне не скажет,
Из щенков перчатки свяжет.
Я щенят веду к сараю,
От сестры их запираю!
5 обучающийся
Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! –
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.
Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали уборы
И раньше на Земле
Приданное невеста
И шила, и плела,
Работали с ней вместе
Крючочек да игла.
Ну а потом с терпением
Учила дочек мать
Хранить своё умение,
Чтоб дальше передать.
Так ниточкой волшебной
Связала, как могла,
Все наши поколения
Обычная мгла.
Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас
И в мой узор вплетутся,
Чтоб радовать Вам глаз.
6 обучающийся
Не от того, что нечего надеть,
И не за тем, чтоб сэкономить деньги,
Она по вечерам укладывает нить,
В бесчисленных рядов шеренги.
Лицо, изнанка, с накидом петля…
Считает петли про себя губами,
Из нитки кокон создает себе
Она своими быстрыми руками.
И лицевая вновь за лицевой,
Для украшенья разведет ажуром,
Сейчас весь мир остался для неё
За кругом, что очерчен абажуром!
Мелькают спицы, бегает клубок,
Движенья рук, как в старой киноленте…
И, хочется ей, обо всем забыть,
Но свет обид горит флюирисцентом!
Так каждый вечер, прибежав с работы,
Сидеть ей до рассветных петухов,
И как от выстрелов, во время злой охоты,
От телефонных вздрагивать звонков.
7 обучающийся.
И снова лицевая, лицевая
Нить переходит из клубка в узор,
Мысль переходит из одной в другую,
Сплетаясь в бесконечный разговор.
Все будто бы понятно и логично,
Как быть должно. Но, только, почему?
Из ниток получается отлично,
А в мыслях, все приходит к одному?
Со счёта сбившись, перепутав петли,
Логичность мыслей потеряв,
Она понять не может,
Что случилось? Если
Она всю жизнь одна, одна,одна…
А окончанье мыслей смехотворно!
Конец вязанью кончился клубок!
И результат вязанья, безусловно,
На будущее для неё урок!
Как будто бы вязала лицевые,
Петлю к петле, не изменив узор,
На оборотной стороне сложился
Узор изнанкой,… будто приговор!
Ну , вот связала! Как носить такое?
Какою стороною? Как узнать?
Простейший выход,
Распустив все снова
В один большой клубок перемотать.
8 обучающийся
Старинное умение вязанье!
Всего –то дел – две спицы и клубок!
Оно, как всё на первый взгляд простое,
Себя проявит в отведенный срок!
А в жизни, как в вязанье не бывает
Сплошные лицевые, к ряду ряд.
С изнанкой их все время чередуя,
Судьбы картинки день за днем летят.
Пусть, где-то радость, где-то грусть,
А в целом, вывязывая жизни полотно,
Не избежать изнанок и ошибок.
Без них прожить не смог ещё никто!
Наступит час, определясь с узором,
Возьмет клубок, две спицы и …опять
Изнанку с лицевой перемежая…
Она СУДЬБУ попробует связать!!!
9 обучающийся
Стучат секунды, словно спицы
В руках, послушны госпоже,
Плетет узоры мастерица-
Свой незатейливый сюжет.
В ее руках любые нити
Мгновенно могут оживать,
И вьются линии событий
Подобно тонким кружевам.
За рядом ряд ложатся петли,
Сплетая жизни полотно,
То цвета радуги, то пепла
Встают картины за окном.
И слез, и счастья звонких песен-
Всего намешано сполна,
Но только ей одной известен
Эскиз чудного полотна.
Пока на спицах вьется пряжа
Возможно что-то изменить…
Закончит, узелок завяжет,
И оборвется чья-то нить.
И ничего не повторится,
И не изменится уже,
Плетет узоры мастерица-
Свой незатейливый сюжет.
10 обучающийся
Свяжи скорее карту Африки,
И Крыма бабочку свяжи,
мечеть и кипарис. Из фабрики
Доставят пряжу вмиг стрижи.
Они и сами были связаны
Крючком, возможно, но о том
Не скажем им. Мы им обязаны
За связанный красиво клен.
Вяжи орнамент свой растительный,
Пионов теплый огонек,
Нарциссы, розы, выразительный
Цвет глаз своих – из этих строк.
Столбы вяжи высоковольтные,
И облака, и шум волны,
И прочие места курортные,
И все заказники страны.
И те тропинки пародийные,
И этот парк на пол стены,
И урожаи лет обильные,
И все приснившиеся сны.
Кому-то это не понравиться
Панно. Да то-то и оно.
Висит себе, и не старается
Закрыть с собой в наш мир окно.
Висят себе созвездья с грозами.
Противоречия здесь нет,
Что солнце два на небе создано
Одним крючком твоим. Берет
Наброшен на луну Жуковского.
Такой прекрасный беспредел.
Ни грамма лоска философского.
Вот все что я сказать хотел.
Педагог: -Наверное, мы устали оттого, что нас окружают вещи массового машинного производства. Хочется чего-нибудь особенного, рукотворного, хранящего частицы души мастера.
Давайте обратимся к истории и перелистаем страницы уже известных фактов.
Педагог:Засиделись? А теперь у нас с вами конкурсы.
1 конкурс: Обучающиеся берут в руки крючок и нитки и на время набирают 20 воздушных петель. Кто быстрее тот и выиграл.
2 конкурс: Обучающиеся берут по клубку и на скорость сматывают их в другой клубок.
3 конкурс: Стоят две корзины и на расстоянии надо попасть клубком в корзину. У кого больше попаданий тот и выиграл.
Педагог: А сейчас поработаем нашими прекрасными головами. И загадывает загадки:
Помогаю я вязать
Кофточки, салфетки.
Мне не надо толковать
Как связать пинетки.
Я один в руках умелых
Создаю ажур-узор.
Только спицам –сестрам смелым
Это вовсе не укор.
(Вязальный крючок)
Всё под силу сестрам смелым-
Хоть носки, а хоть жакет.
Могут все в руках умелых,
Им ни в чём преграды нет.
(Спицы)
Без меня иголка
Пропадет без толка.
(Нитка)
В коробке одной пять сестренок лежали.
Зачем они здесь – поначалу не знали.
Хвалились они своей стройностью,
Держались со всеми со строгостью.
Как только попали в ловкие ручки-
Сразу связали кофточку внучке.
(Спицы)
По изнанке идём изнаночные,
По лицу идём лицевые.
Кто с вязаньем знаком достаточно,
Тот и скажет кто мы такие.
(Петли)
Пять их было тонких спиц,.
Шаловливых пять сестриц,
Отыскали толстяка,
Щекотали за бока,
И за хвост его таскали,
Долго по полу катали.
С ними он весь день игрался,
А под вечер потерялся.
«Где ты друг наш толстячок,
Где твой кругленький бочок?»-
Звали так его сестрички.
«Здесь»- сказали рукавички!
(Клубок)
Пословицы.
1. Без топора не плотник, без иглы не портной.
2. Длинная нитка – ленивая швея.
3. Если длинная нитка, то жених издалека будет.
4. Какова пряха, такова на ней рубаха.
5. Не игла шьет, а руки.
6. Рано встала, да мало напряла.
7.Рукам работа, душе-праздник.
8. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.
9.Семь раз примерь, один раз отрежь.
10. Швея Софья – на печи засохла.
11.Щтопай дыру, пока невелика.
12.Не учи безделью, а учи рукоделью.
13.Я без дела не скучаю: шью, вяжу и вышиваю.
14.Иголка, иголка – ты остра и колка. Не коли мне пальчик – шей сарафанчик.
15.У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
16.Не ленись прясть, хорошо оденешься.
17.Долго говорить- тому же быть.
18.Плотно плести, пора домой брести.
19.Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.
20.Полно путать, пора узлы завязывать. Полно мотать, пора узел вязать.
21. Прялка не Бог, а рубаху дает.
Педагог:Давайте наш праздник закончим чаепитием!
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.