Познавательно – творческий проект «Жизнь диких животных наших лесов зимой»

Дата публикации: 14.05.2020

Ларшина Галина Александровна, воспитатель
Московская область, г.Одинцово

Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта «Жизнь диких животных наших лесов зимой»». Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных. Задачи проекта Для детей Образовательные задачи • сформировать представления о жизни диких животных как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях • обогатить словарь за счет имен существительных дупло, берлога, логово, нора имен прилагательных колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный глаголов прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.. Развивающие задачи • развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных • развивать познавательный интерес, воображение. Воспитательные задачи • вызвать интерес детей к явлениям природы • воспитывать заботливое отношение к животным, окружающей природе. Для педагогов • познакомится с методической литературой по данной теме • развить умение планировать проектную деятельность. Для родителей • развить детско-родительские отношения, взаимопонимание • приобщить родителей к жизни детского сада.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 68 комбинированного вида

Познавательно – творческий проект

в старшей группе № 10 компенсирующей направленности

«Жизнь диких животных наших лесов зимой»

Разработала и провела:

Ларшина Г.А.

воспитатель первой

квалификационной категории

Одинцово, 2020

Оглавление

1.Пояснительная записка………………………………………………………....3

1.1.Актуальность…………………………………………………………...3

1.2.Идея проекта……………………………………………………………3

1.3.Новизна инновационного проекта…………………………………….3

1.4.Адресация проекта……………………………………………………..4

1.5.Участники проекта……………………………………………………..4

1.6.Цель и задачи проекта………………………………………………….4

1.7.Ожидаемые результаты проекта………………………………………5

1.8.Срок проекта……………………………………………………………6

1.9.Тип проекта……………………………………………………………..6

2.Описание проекта……………………………………………………………….6

2.1.Условия реализации проекта…………………………………………..6

2.2.Предполагаемый продукт проекта…………………………………….7

3.Оценка результатов проектной деятельности……………………………….10

4. Заключение……………………………………………………………………10

5.Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта…………….11

6.Список литературы и интернет сайтов……………………………………….11

7. Приложение……………………………………………………………………12

1.Пояснительная записка

1.1.Актуальность

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, с окружающей его природы, животных родного края. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу.

1.2.Идея проекта

Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, бесед, чтения художественных произведений, работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать о диких животных. Могли проследить взаимосвязь и взаимозависимость, что при изменении времени года происходят изменения в жизни диких животных.

Педагоги научат узнавать и определять животных по цвету их шерсти, по части тела, издаваемым звукам, повадкам, характерной пище, передвижению, познакомят детей с питанием, жилищем, способом добывания и запасания пищи на зиму, размножением, детенышами и заботой взрослых животных о своем потомстве. Дети познакомятся со стихами, загадками о диких животных, что позволит развить у детей познавательную активность, активизирует и обогатит словарь по теме, воспитает интерес к живой природе.

1.3.Новизна инновационного проекта.

Ознакомление дошкольников с явлениями живой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем мире, приобретенные знания оказывают свое влияние и непрерывно воздействует на развитие, на отношение к живой природе.

Результатом реализации проекта «Жизнь диких животных наших лесов зимой» являются приобретенные знания о диких животных нашего края, расширение словарного запаса. Проект позволит разработать цикл занятий и мероприятий по познавательно-творческой деятельности с использованием презентаций.

1.4.Адресация проекта.

Проект адресован на совместную работу педагогов МБДОУ детского сада №68 комбинированного вида и группы №10 с детьми и их родителями.

1.5.Участники проекта.

Дети старшей группы № 10, воспитатели, учитель-логопед, родители.

1.6.Цель и задачи проекта.

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта «Жизнь диких животных наших лесов зимой»».

Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные задачи:

• сформировать представления о жизни диких животных (как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях);

• обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.).

Развивающие задачи:

• развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных;

• развивать познавательный интерес, воображение.

Воспитательные задачи:

• вызвать интерес детей к явлениям природы;

• воспитывать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

Для педагогов:

• познакомится с методической литературой по данной теме;

• развить умение планировать проектную деятельность.

Для родителей:

• развить детско-родительские отношения, взаимопонимание;

• приобщить родителей к жизни детского сада.

1.7.Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

Для педагогов:

• Повышение знаний по творческой деятельности, взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов;

• оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о диких животных с помощью разнообразных методов и приёмов;

• воспитывать бережное отношение к диким животным.

Для родителей:

• Тесное сотрудничество с педагогами;

• расширение педагогической грамотности родителей по вопросам познавательно - творческой деятельности.

1.8.Срок проекта.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Сроки реализации проекта: 02.12.2019 – 10.12.2019

1.9.Тип проекта.

Тип проекта: познавательно – творческий.

2.Описание проекта.

2.1.Условия реализации проекта.

1 этап - организационно – подготовительный:

Подбор методической литературы по данной теме; формулировка целей и задач проекта; информирование родителей, разработка плана мероприятий (подбор детской художественной литературы; разработка конспектов занятий, бесед; подбор дидактических игр, подвижных игр, пальчиковой гимнастики).

2 этап – практический;

• Занятия.

• Беседы.

• Чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы).

• Дидактические игры.

• Подвижные игры.

• Пальчиковая гимнастика.

• Физкультминутки.

• Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала.

• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

2.2.Предполагаемый продукт проекта.

Основные направления реализации проекта:

Занятия познавательного цикла: Рассказ воспитателя о диких животных; Презентация «Животные наших лесов»; «Как животные готовятся к зиме»; «Как звери в лесу зимуют»; Рассказ воспитателя о Красной книге.

Опыты: «Как звери готовят шубку к зиме», «Почему заяц белый»

Художественное творчество:

Рисование: «Лиса в лесу»;

Аппликация: «Медведь в берлоге»;

Лепка: «Лисица», «Заяц»;

Конструирование: «Теремок для зверей»

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Пересказ коротких текстов: В. Бианки «Купание медвежат», «Как звери готовятся к зиме».

Чтение: Загадки про лесных зверей, «Лисичкин хлеб» М. Пришвина,

И. Акимушкин «Чем кролик на зайца не похож», Л. Н. Толстой «Как волки учат своих детей», Е. Чарушин «Белка с бельчатами», р.н.с. «Волк и Лиса».

Составление рассказов по схеме: «Дикие животные».

Русские народные сказки: «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «Сказка про лису и медведя»

Прослушивание сказок:

«Два жадных медвежонка». «Хвосты», «Ёж», «Медвежонок невежа», «Как лис ежа перехитрил», «Лис и мышонок».

Дидактические игры:

Настольно-печатные: «Кто где живет?»; «Чей детеныш?»; «Живая и неживая природа»; «Помоги животным подготовиться к зиме»; «В зоопарке»; «Четвертый лишний»; «Чем мы угостим животных».

Словесные игры: «Хвосты»; «Угадай кто?»; «Назови ласково»; «Где чей дом?»; «Кого не стало»; «Закончи предложение», «Один - много»; «Кто кем был», «Чья шубка?». «Чей хвост?»

Подвижные игры:

«Зайцы и морковка» , «У медведя во бору», «Веселые бельчата», «Зайцы и волк», «Зайка серенький», «Бездомный заяц»

Пальчиковая гимнастика:

«Встреча в лесу», «Есть у каждого свой дом».

Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала:

«Животные России» - самая первая энциклопедия, «Дикие животные»- демонстрационные картины для детского сада, «Дикие животные» -карточки для дошкольников», «Уроки о животных» - «Лесные жители» И. Гурина, Атлас по природоведению.

Работа с родителями:

Привлечь родителей к сбору информации о животных для создания папки-книжки «Дикие животные наших лесов»; Пополнение книжного уголка книгами о животных; Предложить родителям дома вместе с детьми нарисовать рисунок «Мое любимое животное».

Консультация для родителей «Игры по теме недели «Дикие животные зимой».

Сбор материала, приобретение литературы по тематике проекта и оснащение для заключительного мероприятия.

Примерный план работы по проекту.

Понедельник

Утро

Рассматривание фотоиллюстраций «Как зимуют дикие звери». Беседа «Дикие животные зимой».

1-ая половина дня

Подвижная игра «Веселые бельчата». Чтение русской народной сказки «Рукавичка».

2-ая половина дня

Просмотр презентации «Дикие животные готовятся к зиме». Загадки про лесных зверей.

Вторник

Утро

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Пальчиковая игра «Дикие животные»

1-ая половина дня

Чтение сказки «Два жадных медвежонка». Дидактическая игра «Кто, где живет?»

2-ая половина дня

Игра – викторина «Сказки о животных».

Цель: закрепить сказки, героями которых являются дикие животные; развивать внимание, память, связную речь.

Среда

Утро

Рассказ воспитателя о диких животных, которые спят зимой. Дидактические игры «Чей детеныш?», «Назови ласково»

1-ая половина дня

Чтение сказки «Медвежонок невежа». Аппликация «Медведь в берлоге»

2-ая половина дня

Составление рассказа по схеме «Дикие животные». Подвижная игра «Зайцы и морковка»

Четверг

Утро

Рассказ воспитателя о Красной книге.

Пальчиковая гимнастика «Встреча в лесу»

1-ая половина дня

Познавательно-исследовательская деятельность «Как звери готовят шубку к зиме»

2-ая половина дня

Словесная игра «Закончи предложение»

Дидактическая игра «Чем мы угостим животных?»

Пятница

Утро

Е. Чарушин «Белка с бельчатами»

Д/и «Какой, какая, какое»

1-ая половина дня

Составление рассказа по схеме «Лисичка со скалочкой». Рисование «Лиса в лесу»

2-ая половина дня

Конструирование. «Теремок для зверей»

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Понедельник

Утро

Рассматривание энциклопедии «Животные России»

Настольно-печатная игра «Один-много»

1-ая половина дня

Чтение И. Акимушкин «Чем кролик на зайца не похож»

2-ая половина дня

Исследовательская деятельность «Почему заяц белый зимой?». Художественно-эстетическое развитие «Заяц».

Вторник

Утро

Беседа «Как звери в лесу зимуют?».

Чтение Л. Н. Толстой «Как волки учат своих детей».

1-ая половина дня

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Словесная игра «Кто кем был?»

2-ая половина дня

Создание макета «Дикие животные леса»

Драматизация сказки «Мужик и медведь»

3. Заключительный этап.

3 этап - подведение итогов.

• Итоговое занятие «Как звери в лесу зимуют»,

• создание макета «Дикие животные леса»,

• выставка рисунков «Моё любимое животное»

• драматизация сказки «Мужик и медведь»

Итоги проектной деятельности.

В результате проведенной работы дети получили много новой информации о животных, которые зимуют в наших лесах. Узнали о жизни животных, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали, чем можно подкармливать животных. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о диких животных, дидактическими играми: «Чей след?», «Чья шубка?», «Чей хвост?»; макетами: «Дикие животные зимой», театром «Зимовье зверей», «Рукавичка».

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.

По окончании проекта уровень знаний детей о диких животных повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о животных, повышению у них познавательного интереса.

Перспектива: в дальнейшем у детей должно сложиться представление о роли человека в заботе о животных, дети уже узнали кто такой егерь и должны узнать, что такое заповедник.

Список используемой литературы:

Приложение №1

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз — присядка, Два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало —

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх).

Приложение № 2

Пальчиковая игра «Встреча в лесу»

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

- Мальчик с пальчик,

Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

-Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются.)

Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык чашечкой, затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Дети загибают пальцы на обеих руках:

по одному на каждую строчку, начиная с мизинца.

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Дети разгибают пальцы на обеих руках:

по одному на каждую строчку, начиная с большого пальца.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, начиная с мизинца, затем плотно соединяются.

Приложение № 3

Конспект организованной образовательной деятельности лепка в старшей группе "Зайчик зимой"

Цели:

Творчество: Упражнять в умении делить пластилин на части, скатывать, примазывать детали, передавать характерные особенности строения зайчика, пропорции.

Познание: Уточнить, что заяц - дикое животное. Зимой меняет серую шубку на белую.

Коммуникация: Развивать речь, запомнить слова игры "Зайка белый умывается".

Социализация: Воспитывать настойчивость к достижению цели. Расширить знания детей о диких животных. Поощрять личное творческое начало.

Здоровье сберегающие: Физминутка, подвижная игра "Зайка белый умывается".

Материал: Картины из серии "Дикие животные", шапочка зайчика для игры, полянка снежная с елочкой. Стихотворение иллюстрированное А.Барто "Дело было в январе". Образец игрушки зайчика, белый пластилин, салфетки, дощечки, вода.

Ход занятия:

I. Воспитатель предлагает назвать животных, которые живут в лесу, просит отгадать загадку:

По лесочку прыг - прыг,

По снежочку тык - тык. (заяц).

II. Рассматривают игрушку зайчика, картину с изображением зайцев, характерные особенности строения животного, показывает детям последовательность лепки: размягчение пластилина, деление пластилина на части, как лепить (раскатывание, скатывание, расплющивание, примазывание).

III. Пальчиковая гимнастика:

- Под высокою сосной сидит заинька косой

- Под другою сосной сидит заинька другой.

IV. Самостоятельная работа. Помощь воспитателя.

V. Создать лесную поляну, обыграть поделки.

VI. Подвижная игра "Зайка белый умывается".

Зайка белый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл ухо, вытер сухо,

Вымыл хвостик и попрыгал в гости.

VII. Итог занятия. Полюбоваться зайчикам на полянке.

Приложение № 4

Опыт «Как звери готовят шубку к зиме»

Цель. Выявить зависимость изменений в животных от изменений в неживой природе.

Материал. Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из теплой и тонкой ткани и меховые, кора деревьев.

Ход:

Дети наблюдают за одеждой прохожих и определяют, что она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не замерзнуть. Дети представляют, что рука- это «заяц», и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички). Воспитатель предлагает детям сравнивать ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, пушистые, с длинным мехом).

Воспитатель: что делать зверям, которым нужны зимой теплые шубки?

Дети: отрастить новую, пушистую.

Рассматривают старый и новый мех. Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой.

Воспитатель: откуда зимой у зверей появляются новые шубки и куда исчезают весной?

Взрослый подводит детей к пониманию того. Как звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старым мехом по коре дерева, на ней остаются полоски).

Приложение № 5

Загадки о диких животных

Иглы при себе носит,

а шить не умеет. (Ёж)

Рыжая хозяюшка

из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

и с собой унесла. (Лисица)

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

Не птица, а летает. (Летучая мышь)

Живу в лесу и на лугу,

Я порчу в огороде грядки

и удираю без оглядки. (Заяц)

Зимой голоден,

а летом сыт. (Волк)

В одежде богатой,

а сам слеповатый.

Живёт без оконца,

не видывал солнца. (Крот)

Зимой спит,

летом ульи ворошит. (Медведь)

Не дерево, а суковато. (Олень)

Кто на своей голове

лес носит? (Олень)

Приложение № 6

Подвижные игры

«Веселые бельчата»

Дети встают в круг. Говорят слова:

У белки в дупле

На старой сосне жили бельчата

Смешные зверята

На ветке кружились

В травке веселились

Делали вот так…

Ребенок показывает движение, остальные повторяют.

«Зайцы и морковка»

Цель: Развитие внимания, ловкости.

Ход игры: На земле прочерчивают круг диаметром 8-10 метров. В круг кладут 10 морковок. Круг - это "огород". Выбирается огородное "Пугало", которое будет ловить зайцев. По сигналу ведущего зайцы могут вбегать в круг и воровать морковь, а Пугало ловить зайцев. Пойманный заяц выбывает из игры. Но Пугалу разрешается ловить зайцев только тогда, когда они заберутся в огород, за пределами круга их ловить нельзя.

«Хитрая лиса»

Цель:бег, внимание, ориентировка в пространстве

Ход игры:Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится "хитрой лисой". Воспитатель предлагает кому - нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: "Я тут!" и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 - 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку

«Бездомный заяц»

Цель. Упражнять в беге в различных направлениях, в умении быстро ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, находчивость.

Ход игры. Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становиться бездомным зайцем и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становиться зайцем, а бывший заяц – охотником.

Словесная игра

«Закончи предложение»

•Заяц летом серый, а зимой…(белый)

•У зайца уши длинные, а у медведя …(короткие)

•Мышка маленькая, а медведь…(большой)

•Лиса живет в норе, а волк в …(логове)

•Заяц травоядный, а волк …(хищник)

•У лисы шерсть мягкая, а у волка …(жесткая)

•Мышка серая, а лягушка …(зеленая)

•У зайца хвост короткий, а у лисы …(длинный)

•Волк зимой охотится, а медведь…(спит)

«Чей детёныш?»

У медведицы-медвежонок

У белки-бельчонок

У лосихи-лосенок

У ежихи – ежонок

У лисы-лисенок

У зайчихи-зайчонок

У волчицы – волчонок

Приложение № 7

Консультация для родителей

«Игры по теме недели «Дикие животные зимой»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ИГРЫ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ, КОТОРЫЕ ВЫ МОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЁНКОМ.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки, соболь, норка, крот, берлога, шатун.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть, рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши, косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко, прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

ИГРА С МЯЧОМ «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ».

Цель: Закрепить умение детей употреблять существительные с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).]

Взрослый. Давай поиграем. Я буду бросать тебе мяч и называть дикое животное. Ты будешь ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне.

Волк - Волчонок, волчата.

Лиса - Лисенок, лисята.

Медведь - Медвежонок, медвежата.

Заяц - Зайчонок, зайчата.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель: Развивать речевой слух, чувство рифмы.

Взрослый. Я хочу загадать тебе загадки о животных. Давай поиграем в игру «Подскажи словечко».

Без тропинок, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это. (Еж)

Сладкий мох искал весь день

И жевал его (Олень)

Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»

Потому что это (Рысь)

ИГРА С МЯЧОМ «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ».

Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Дикие животные». Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительными суффиксами, согласовывать прилагательные с существительными.

Взрослый. Сейчас я буду называть часть тела дикого животного и бросать тебе мяч, ты будешь ловить мяч, ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мяч мне.

У лисы рыжая голова - У лисенка рыженькая головка.

У волка острые зубы - У волчонка остренькие зубки.

У зайца короткий хвост - У зайчонка коротенький хвостик.

У белки черные глаза - У бельчонка черненькие глазки.

ИГРА «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?»

Цель: Формировать умение детей образовывать притяжательные прилагательные.

Взрослый. Сейчас я буду показывать на картине части тела животных, а ты будешь говорить, чьи они.

Взрослый показывает голову лося - Лосиная голова.

Взрослый показывает хвост лисы - Лисий хвост.

Взрослый показывает уши зайца - Заячьи уши.

Взрослый показывает лапы волка - Волчьи лапы.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ».

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках — по

Есть нора — одному пальцу на каждое двустишие.

надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то

Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.

В. Пальчинскайте

ИГРА «НАЗОВИ СЕМЬЮ»

Цель: упражнять детей в словообразовании, активизировать словарь существительных.

Медведь, медведица, медвежонок.

Заяц, зайчиха, зайчонок

Волк, волчица, волчонок

Ёж, ежиха, ежонок

Лось, лосиха, лосёнок

Олень, оленуха, оленёнок

Лис, лиса, лисёнок

ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Цель: Упражнять детей в подборе существительных, глаголов.

Бурый, косолапый, неуклюжий - …

Серый, зубастый, страшный - …

Хитрая, пушистая, рыжая - …

Охотится - …

Крадется - …

Воет - …

Кусается - …

Скачет - …

Хитрит - …

Переваливается - …

УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ».

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц)

- Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

-Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

И в рыжей шубке — летом. (Белка)

- Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф. ф — хватит спать,

Пора вставать!» (Еж)

- Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Приложение № 8

«Что такое Красная книга?»

Цели: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать

Задачи: Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстановки в природе дикие животные продолжают погибать на нашей планете.

Ход занятия:

Ребята, в нашей стране очень много разных растений и животных Какие животные обитают в России? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море? (Ответы детей) .

Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России (Показ) .

Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.

На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.

На желтых листах — уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.

На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных.

Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.

На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.

На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.

Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей) .

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в России осталось мало.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.

1. На природе запоминать увиденное.

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не лезть в птичьи гнезда.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не рвать паутинки.

11. Не оставлять не затушенных костров.

12. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты.

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Скажите пожалуйста, что нового мы сегодня с вами узнали (ответы детей).

Приложение № 9

Игра - Викторина на тему «Сказки о животных

Цель: Приобщение детей к русским народным сказкам.

Задачи:

- развитие кругозора детей с помощью викторины;

- обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память мышление;

- побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству

- .развитие умения работать в группе.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков и поделок с изображением любимых сказочных героев, выставка книг со сказками.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок: «Кот и лиса», «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок», «Пирожок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя»; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Педагог: Ребята, сегодня с вами мы не будем читать новые сказки, а постараемся вспомнить те, которые уже прочли. Для начала хочу у вас спросить, а что же такое сказка?

Ответы.

Педагог: Скажите, а как называются сказки, которые пишет народ?

Ответ.

Педагог: Ребята, мы с вами прочитали много сказок о животных, родители вам дома читали, а сейчас я вам предлагаю отгадать викторину. Надеюсь, вам понравится. Желаю вам удачи и успеха. Сейчас я разделю вас на две команды, придумайте себе название, но такое, чтобы было связано со сказками!

Педагог: Первое наше задание, угадайте сказку по картинке! Сейчас я вам буду показывать иллюстрацию, а вам нужно назвать сказку, а правильный ответ вы получаете жетончик

Показываются слайды с иллюстрациями из сказок

Педагог: Молодцы! Справились с заданием!

Педагог: Следующее ваше испытание «Отгадай загадки»! Так же за правильный ответ вы получаете жетончики!

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

Семеро козлят

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

Мышка

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Колобок

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

три медведя

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …

медведь

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

Репка

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.

(Теремок)

Хоть он был без рук и ног,

Но сбежать из дома смог.

Волк и заяц, и медведь

Не смогли за ним поспеть.

Но лисичка знает дело -

Быстро "Ам" его и съела.

(Колобок)

Трудно бабушке и деду

Репу вытащить к обеду.

Внучка, Жучка, даже кошка

Помогали им немножко

Кто еще пришел на грядку?

Отгадай-ка ты загадку.

(Мышка из сказки Репка)

В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(Зайкина избушка)

Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Лиса и журавль)

Ах ты Петя-простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Петушок золотой гребешок)

Шла морозная зима.

В проруби у озера

Серый хвост лиса-кума

Кому отморозила?

(Волк)

Вышел дедка в огород.

Видит — чудо там растет:

Кругла, а не мячик,

Желта, а не солнце,

С хвостом, а не мышь...

И никак не вытащишь.

(Репка)

Невелик собою дом,

Но зато вместителен.

Уместиться можно нём

Самым разным жителям.

Не висит на нём замок.

Этот домик — ...(Теремок)

«Чтоб себе не создавать

В жизни лишних сложностей,

Двери дома открывать

Нужно с осторожностью.

Так нам правила велят»

Подпись: «Семеро...»

(«Волк и семеро козлят»)

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул? (Лиса)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? (Волк)

Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лиска выгнала косого.

Эта сказка вам знакома?

Кто лису прогнал из дома? (Петух)

Педагог: Сидеть уже устали, я предлагаю потанцевать с нашим любимым круглым, мягким и очень вкусным сказочным героем! « КОЛОБОК» (музыкальная физкультминутка)

Педагог: На вопросы вы хорошо отвечали, а сейчас приглашаю вас собрать сказку. На столах разрезные картинки


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.