Проект "Загадочный мир насекомых"

Дата публикации: 18.06.2020

Грязина Елена Николаевна, воспитатель
Самарская обл. с. Шигоны

Цель проекта формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Экологический проект

для детей подготовительной группы

«Загадочный мир насекомых».

Воспитатель :Грязина Е.Н.

2018 г

Что такое луг?

Ковёр травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые,

Жуки неторопливые.

С мёдом сладким пчёлки,

Песня перепёлки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд

И до белых мух

С дудочкой пастух.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : 3 месяца

Участники проекта: Воспитатель, дети подготовительной группы «Солнышко», родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И я начала эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Но в жизни все, ни так, можно часто увидеть, как ребенок пытается растоптать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, стоит перед взрослыми задача – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Проект поможет расширить знания и представления детей о насекомых, об особенностях внешнего вида, строения. Детям хочется узнать, чем питаются насекомые, зачем живут, как защищаются от врагов.

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

Проект сформирует у детей бережное отношение к насекомым и даст представление о значимости насекомых в растительном и животном мире.

Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Проблема проекта: Вопросы: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме? Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе? Итогом беседы, стало то, что у детей отсутствуют знания о насекомых. Обсуждая эту проблему, подводим детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых.

Цель проекта:

формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

Общеобразовательные:

- Расширение и систематизация знаний детей о многообразии насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

- Способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.

Развивающие:

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.)

- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать познавательные и творческие способности детей;

- Развивать эмоциональную отзывчивость.

Методы и формы работы:

Наблюдения

Беседы

Рассматривание иллюстраций

Чтение художественной литературы

Игры (дидактические, настольные, подвижные)

Пальчиковая гимнастика

Заучивание стихотворений, пословиц

Предполагаемый результат:

(внешний вид, способ передвижения, издаваемые звуки).

Работа с родителями.

Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». Обсуждение плана проведения проекта, его мероприятий.

Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.

Этапы реализации проекта

1 этап «Подготовительный»:

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

2. Вовлечь дошкольников в решении проблемы.

3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей.

5. Собрать материал, информацию.

- подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни;

- подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п.

2 этап «Основной».

Совместная деятельность детей и взрослых

Познавательно-исследовательская деятельность:

(Познание: Мир природы, Познание: Первые шаги к математике, Социализация, Коммуникация, Безопасность)

1. Знакомство с видовым разнообразием насекомых (пчела, муравей, стрекоза, бабочка, жук-плавунец, водомерка (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.); Презентации, беседа. Показать разнообразие насекомых. Развитие кругозора у детей

Рассматривание иллюстраций о насекомых.

2. Экскурсия в парк. Показать разнообразие насекомых. Развитие кругозора у детей. Наблюдения за муравьями, червяками, комаром, жуками, пчелой, мухой, стрекозой, кузнечиком, бабочкой.

3. НОД: Познание: Мир природы. «Эти удивительные насекомые» (расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).

4. НОД: Познание: Первые шаги к математике, Художественное творчество: конструирование. Образовательно-развивающая ситуация: «Стрекоза» (закреплять навыки счета; развивать логическое, конструктивное мышление; вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого при помощи счетных палочек, развивать мелкую моторику)

5. Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)

6. НОД: Познание: Первые шаги к математике, Социализация, Коммуникация. «Как муравьишка домой спешил» (развивать навыки количественного счёта (прямого и обратного) в пределах 10; закрепить знание состава чисел первого десятка; умение составлять число из двух меньших чисел; развивать логическое мышление детей: умение находить закономерность и продолжать её; развивать социальные навыки детей: умение работать в команде). 7. Беседы-обсуждения: «Кто такие насекомые?», «Они нуждаются в защите», «Насекомые – друзья или враги?», «Опасные насекомые», «Где дом у насекомых? », «Кто, как, где спит? », «Кто живёт в подземном царстве? », «Бывают ли насекомые детёнышами? », «Насекомые в природе нашего края" и др. Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых , ленивых насекомых.

8. Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

9. «Насекомые нашей местности. Красная книга».

10. Наблюдения-эксперименты «Мир насекомых». Выявить количество и виды насекомых, обитаемых в парке, на территории ДОУ. Развитие кругозора у детей

11. «Мир насекомых» Лепбук . Закрепить знания о видах, строении, названиях насекомых. Развитие кругозора у детей

12. Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.

13.Изготовление макета «Муравейник»;

14.Конструирование из бросового материала «Божьи коровки жучки, паучки»;

15.Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»;

16.Конструирование из природного материала «Пчёлки».

Игровая деятельность:

(Социализация, Коммуникация, Познание)

1. Д/игра «Четвертый лишний» (закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).

Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

1)Заяц, еж, лиса, шмель;

2)Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3)Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4)Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5)Пчела, стрекоза, енот, пчела;

6)Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7)Таракан, муха, пчела, майский жук;

8)Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9)Лягушка, комар, жук, бабочка;

10)Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

2. «Хорошо-плохо»

Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

3. «Один – много».

1 муха - много мух.

1 комар - много комаров.

Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.

4. «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка. маленькая

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные

У жука усы толстые, а у бабочки. тонкие

У шмеля спина широкая, а у водомерки. узкая

5. «Назови ласково».

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

6. Составление описательных загадок про насекомых.

7. Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).

8. Настольно-печатная игра «Помоги пчелкам найти путь к цветку» (развивать мышление, любознательность, мелкую моторику рук).

9. Настольно-печатная игра «Парные картинки» (расширять кругозор детей).

10. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Собери насекомое» из многоугольников. Развитие мышления, воображения Развитие кругозора у детей

Коммуникативная деятельность:

(Социализация, Коммуникация, Познание: Мир природы)

1. НОД: Познание: Мир природы, Коммуникация, Социализация. Образовательно-развивающая ситуация: «Сказки, найденные в траве» (развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера разных литературных героев; развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах; развивать интерес детей к самостоятельному придумыванию сказки; развивать умение изображать с помощью мимики и жестов личностные качества различных героев, характерное для них поведение).

2. Составление рассказов о насекомых.

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

3. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).

4. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.

5. Дидактическая игра «Подбери признак»:

бабочка, какая? - …,

муравей, какой? - …,

пчела, какая?

6.- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?»

Беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого?», «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная», «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?»

7.Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц?

3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

4. Как вы считаете, насекомые полезны?

5. Если бы ты был насекомым то, каким?

8.Артикуляционные минутки. Пополнить словарный запас детей Развитие речи

Продуктивная деятельность:

(Художественное творчество, Коммуникация, Социализация, Познание)

1. Художественное творчество: Конструирование.

«Муха» (развивать любознательность; продолжать упражнять в умении мастерить поделки из бумажных квадратов, используя технику оригами; воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).

2. Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Стрекоза на лугу» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику, глазомер; продолжать упражнять детей в вырезании овала из прямоугольника; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)

3. Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Гусеница», «Божья коровка» (расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность).

4. Художественное творчество: Рисование

«Летите, бабочки» (уточнить представления детей о насекомых, познакомить детей с техникой монотипией, показать возможности создания необычных фактур на бумаге).

5. Художественное творчество: Рисование.

«Не обижайте муравья» (познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», развивать интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), фантазию; закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции; воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим; вызывать эмоциональный отклик на красоту полевых цветов, отражать в рисунке свои впечатления, передавая форму строения цветка).

6. Художественное творчество: Лепка. Практическая ситуация

«Жук» (познакомить с новым видом лепки из глины; продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность)

7. Рассматривание иллюстраций к книгам.

8.Раскраски «Мир насекомых»

9.Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;

10.Выставка рисунков «Насекомые малышки – наши меньшие братишки».

11.Лепка: божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница, пауки и др.

Двигательная деятельность:

(Физическая культура, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Познание)

1. П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).

2. П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).

3. П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).

4. П/игра «Поймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).

5. П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).

6. Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)

7. Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание).

8. Физкультминутки: «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения),

«Кузнечики», «Божьи коровки» «Вот выходим мы на луг…».

9.Подвижная игра «Птицы и бабочки»

10.Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук».

Чтение художественной литературы:

1. К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».

2. В. Татарников «Зажжужала тут оса».

3. Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»

4. Ян Бжехва «Муравей», «Комар».

5. Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».

6. Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

7. В. Митько «Я кузнечика ловил».

8. Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

9. В. Бианки «Приключения муравьишки».

10. К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

11. В. Песков «Лечебница под сосной».

12. В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).

13. В.Степанова «Стрекоза».

14. Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».

15. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

16. Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

17.В. Драгунский «Он живой и светится».

18. Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.

19.В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук».

20.Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.

Музыкально-художественная деятельность:

1. Прослушивание Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».

2. Прослушивание Р. Клайдермана «Времена года».

3. Прослушивание П. Чайковский «Времена года».

4. Прослушивание П.Чайковский «Вальс цветов»

3 этап «Заключительный»

Итоговое мероприятие. Осенняя сказка «Стрекоза и муравей».

Создание лепбука «Мир насекомых».

Результаты проекта:

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Ребята приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга.

Дети узнали:

Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки. Насекомые опыляют растения. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.

У детей сформировался устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников. У детей появилось стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.

В начале реализации нашего проекта родителям и детям было дано задание: собрать необходимый материал по какому-нибудь насекомому. Насекомое дети выбирали сами. Родители с радостью согласились помочь и приготовили нам книжки. Это была большая помощь для нас воспитателей, и конечно детей. По ним проводили беседы, дети рассматривали иллюстрации с воспитателями, ну и книжки использовались в свободной деятельности детей.

Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе, способствует формированию отзывчивой и гуманной личности.

Список литературы

1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.

4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008.

5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.

6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2003.

7. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

8. Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5

9. Воронкевич О. А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика. –2006.–№ 3

10. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008

11. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование. –2004.–№ 11

12. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование. –2008.– (Библиотечка "Первого сентября").

13. Рыжова Н. Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание. –2004.–№ 11; № 12.– (Работаем по программе "Наш дом – природа").

14. Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование. –2004.–№ 12

15. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.