Развитие у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру

Дата публикации: 25.06.2020

Жарова Светлана Викторовна, Воспитатель
Волгоградская область, город Волгоград

Воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе и в окружающей жизни развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Развитие у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». 

Мир природытаит в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка; природа лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Детей с первых же шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

И здесь нужно учить детей чувствовать деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки, или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. В связи с этим у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.Это достигается лишь при постоянном общении с природой.

      Главная задача в эстетическом развитии средствами природы — это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче и внимательнее. Большая роль в эстетическом отношении к окружающему миру дошкольниками принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача – последовательно, систематически и целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

        Наиболее эффективная последовательность работы:

Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Для этого необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или уголок природы,что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Начиная с доступных и простых, постепенно требования усложняются. В результате выполнения самых простых требований у детей раннего возраста формируется чувство ритма, формы, цвета.

Большое влияние на формирование эстетического вкуса ребёнка оказывают книжные иллюстрации. Дети любят рассматривать иллюстрации. Иллюстрации вызывают эмоции, развивают воображение, воспитывают культуру восприятия.

Для образования значимой формой работы является театр. Дети его очень любят. Это могут быть как небольшие инсценировки, так и сложные представления. Особое удовольствие доставляют кукольные спектакли. Можно предложить детям сочинить собственную экологическую сказку на определенную тему. А можно изменить концовку уже хорошо известной всем сказки. Использование приема «Старая сказка на новый лад», «А если бы…» тоже всегда получает отклик у детей.

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. Поэтому педагог основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Эколого-эстетическое образование дошкольников только в самом начале пути. Это только начало осознанного отношения к миру природы, попытка понимания своего места в этом мире. Хочется верить, что любовь к природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром. И что мы заложим в детскую душу сейчас, какими мы воспитаем наших детей, таким и будет наше будущее.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.