Учебное пособие "Покормите птиц зимой"

Дата публикации: 27.12.2020

Галина Федоровна Чайкова, Воспитатель
Чувашская Республика

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Учебное пособие

«Покормите птиц зимой»

Воспитатель: Чайкова Галина

Федоровна

г. Чебоксары.

«Покормите птиц зимой»

Цель проекта:

Формирование навыка практической природоохранной деятельности, формирование у учащихся понимания значимости сохранения птиц, привлечь внимание учащихся школы к проблемам зимующих птиц, помочь зимующим птицам пережить холодный период для того, чтобы сохранить их численность и поддержать видовое разнообразие.

Задачи проекта:

-Актуализация знаний детей о зимующих птицах; расширение кругозора по теме через прочтение рассказов о птицах;

-Изготовление кормушек ; проведение акции «Покормите птиц зимой»;

-Развитие читательских умений, способности детей к наблюдению за поведением и питанием зимующих птиц; способствование развитию положительной учебной мотивации;

- Развитие познавательного интереса к родной природе, вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развитие коммуникативных способностей.

Актуальность:
В современных условиях проблема экологического воспитания младших школьников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период младшего школьного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

В рамках проекта была проведена акция «Кормушка для пичужки». Целью акции было, привлечь родителей к совместному с детьми труду. Родители с радостью принялись за работу по изготовлению столовой для пичужки, дети с гордостью приносили готовые кормушки . Все изготовленные кормушки были повешены в школьном саду. около окон нашего класса. Дети с удовольствием кормят пернатых друзей.

Срок реализации: ноябрь- март.

Этапы реализации проекта:

1этап Подготовительный. (целеполагание).

2 этап Основной (практический).

3 этап Подведение итогов (заключительный)


I этап –подготовительный

Обсуждение цели и задач проекта с детьми, планирование работы:
1.Объявить акцию в начальной школе «Кормушка для пичужки», которая включает в себя конкурс на лучшую кормушку;

2.Собрать информацию о зимующих птицах в разных источниках: в интернете, в книгах и написать сообщения о них;

3. Рассматривать иллюстрации зимующих птиц;
4. Читать произведения о птицах; 
5.Провести беседу «Птицы зимой».
6.Дидактические игры «Накорми птиц», «Зимние гости», 

II этап-основной(практический)

1.Заготовка корма для птиц.

2.Изготовление кормушек.

3.Изготовление книжки-малышки.

4.Выпуск экологической газеты «Птицы на кормушке».

5. Игра- инсценировка «Узнай птицу!»

6. Дидактические игры «Верю- неверю», «Закончи предложение».

7.Игра- диалог «Чем питаются зимующие птицы?»

8. Создание копилки загадок о птицах.

9.Подкормка и наблюдение за птицами.
10.Выставка детских рисунков по теме.

III этап-заключительный
Презентация проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
2.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

3.Активное участие родителей в реализации проекта.

Ход проекта:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Как прекрасна ты, наша Родина! В любое время года ты чаруешь глаз то прекрасными красками леса или золотой осени, то сказочной красотой зимы или буйным цветением весны. Но любой самый красивый уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы.

(Дети закрывают глаза, звучит музыка с записью голосов птиц).

Воспитатель: Что вы, ребята представили сейчас? (выслушиваются мнения детей)

-В какое время года можно услышать голоса птиц?

-А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

-А почему?

-Когда поют птицы? (Когда им тепло, и сыто)

Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны гибнут.

2.Чтение стихотворения «Как птице перезимовать?» (детьми)

Как птицам перезимовать?

Известно, у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,

когда снега метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие-те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Кормите их согрейте! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая: «Спасибо вам, великое!»

3.Погружение в проект.

Воспитатель: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время, не дать им погибнуть от голода, когда найти корм очень трудно.

-А зачем помогать птицам? (Они братья наши меньшие, приносят большую пользу, сохраняя деревья и растения от вредителей).

Воспитатель:- Чтобы помочь птицам нужно знать, какие из них зимуют с нами, как они выглядят, чем питаются в трудное время.

Зимнее время наиболее благоприятно для изучения видов птиц и их образа жизни. Птицы становятся наиболее заметными, они сами тянутся к человеческому жилью.

4. Защита проекта.

Исследуя эту проблему, мы прибегали к разным источникам информации: Интернету, книгам, журналам.

Мы узнали, что для диких птиц опасны зимние морозы, во время которых они погибают не столько от холода, сколько от голода. Так, когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса. Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около 40°С) и выжить, им с самого раннего утра нужен корм.

Чтобы больше получить информации о зимующих птицах мы рассматривали картинки, писали сообщения в школьной библиотеке о зимующих птицах. В свободное время читали произведения о птицах, рисовали любимую птичку.

Нами была оформлена выставка «Зимующие птицы», выпустили экологические плакаты «Покормите птиц зимой», где мы отразили много интересных факторов из жизни птиц .

В школе в ноябре месяце объявили акцию «Покормите птиц зимой», которая включала конкурс на лучшую кормушку. В классах провели внеклассное мероприятие « Покормите птиц зимой».

В результате своей деятельности мы составили сборник проектов «Покормите птиц зимой», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года(воробей, синица, сорока, ворона, снегирь, свиристель).

5. Защита презентации(показ слайдов и рассказ детьми о каждой птице).

Обыкновенный свиристель

-Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках-хохолки! (свиристели)

СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.
Птица с большим хохлом. Клюв широкий. Общий тон окраски перьев розовато-серый, крылья черные, На конце хвоста- поперечная желтая полоса. Голос – негромкий. В кладке 3-7 пятнистых яиц. Летом птицы ловят насекомых, зимой – поедают ягоду.

Домовой воробей

-Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крчшей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(воробей)


НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

У домового воробья верх головы серый у самцов и бурый у самок. Самцы имеют черный «галстук» на горле к зобу. Прямой или слегка загнутый клюв Ноги и пальцы недлинные, пальцы с острыми когтями, причем три пальцы всегда направлены вперед, а один – назад. Домовой воробей питается разнообразной пищей. Гнезда устраивают в дуплах деревьев, строят на ветках деревьев. Птенцы вылупляются голыми и слепыми.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Большая синица

-Синяя косынка,

Зеленоватая спинка.

Грудка желтоватая.

Маленькая птичка

Звать ее…(синичка).

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы 
По заснеженным ветвям - 
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день – 
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.


Дятел

Большой пестрый дятел

-Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит (дятел).


Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый. 
Длина его тела 23 см. Дятел черный, с белыми пятнами на крыльях, с белыми или рыжеватым низом, переходящим в красное подхвостье. На затылке у самца – красное пятно, а у самки его нет, но у молодой птицы есть красная шапочка, исчезающая после первой линьки. Гнездится в лесу. Голос – громкие одиночные или парные крики «ки, ки-ки». Весной и самцы, и самки с увлечением «барабанят» на сухих ветках. Зимой кочует в населенные пункты.

Снегирь

-Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо?-На березе

Яблоки поспели.

Что это за яблоки?(снегири).

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним 
Ярко-алые грозди.


Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. 
Легко узнать по черной шапочке, крыльями и хвосту, белому надхвостью и серой спине. На крыле есть белая полоса. Брюшко красное. Клюв темный, короткий и вздутый. Питаются снегири плодами и ягодами, причем из ягод они выедают только семена. 
Летом снегири держатся преимущественно в темнохвойных лесах. В холодное время года посещают сады и парки в поисках рябины, ягод и семян


Сизый голубь

-Я птица мирная

Хоть и бесквартирная.

Гнезда строить не мастак,

Полечу я на чердак.

Станет солнце пригревать,

Так люблю поворковать (голубь).


Голуби хорошо ходят, маневренно и быстро летают. Живут стаями, причем иногда собираются в очень большие стаи. Пищу они, как правило, собирают на земле. Голуби строят немудреные гнезда. По два, а то и по четыре раза в году откладывают яйца. Голуби зерноядные, воду пьют, опустив клюв в воду и сосут

Сорока

-Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая...(сорока).


Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый. 
Черно-белая птица с очень длинным ступенчатым хвостом. Резкое стрекотание. Питается различными, мелкими животными, птенцами, яйцами, падалью и плодами. Гнездится на прилегающих к опушкам участках леса, в рощах, лесочках, оврагах, заросших лесом и кустарником, поймах рек. Гнездо обычно располагает в густых кустарниках. Оно очень хорошо скрыто от глаз наблюдателя. Наружная часть гнезда сложена из крупных ветвей, переплетенных стеблями травянистых растений и скрепленных глиной; внутренняя часть — из более тонких прутиков. Глубокий лоток гнезда, изнутри обмазанный глиной, сбоку и сверху прикрыт сучьями, образующими высокую крышу. Подстилка в гнезде состоит из мха, мягкой травы, корешков, шерсти. Гнездо представляет собой довольно крупную и сложную постройку. Гнездо имеет как бы шарообразную форму. Крыша гнезда играет важную роль в жизни сороки: она надежно защищает сидящую на яйцах птицу, а в дальнейшем и птенцов от нападения хищников. Сорока начинает гнездиться очень рано, в марте. Во второй половине апреля в гнездах появляются яйца, а в конце этого месяца или в начале следующего самка приступает к насиживанию, которое продолжается 17-18 суток. Появление птенцов наблюдается приблизительно в середине мая,

Будучи всеядной, сорока иногда нападает на мелких птиц, расклевывает в их гнездах яйца и птенцов. В деревнях сороки могут таскать яйца из курятника и даже уничтожить цыплят. На полях, в лесу, в степи сорока приносит несомненную пользу, уничтожая множество вредных насекомых и грызунов, главным образом серую полевку. Известна любовь сорок к блестящим предметам, которые они обычно уносят к себе в гнездо. Бывают случаи, когда они похищают ценные вещи.

Черная ворона

Окраской сероватая,

Повадкой вороватая.

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

Зовут ее…(ворона).


Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. 
Ворон очень осторожная и недоверчивая птица, и никогда не подпускает близко к себе человека. Голос ворона звучит как низкое "крук" или короткое, отрывистое "кра". С этой красивой и действительно очень умной птицей связано, пожалуй наибольшее количество мифов и легенд. Люди издавна приписывали воронам мистические свойства - с одной стороны, ворон - мудрец, носитель великого Знания, пророк, с другой - зловещий вестник смерти. В действительности, конечно, ни то, ни другое не соответствует истине. И в самом деле, крупные размеры, иссиня-черная с металлическим блеском окраска, массивный клюв, придающий значительность облику птицы, всегда немного взъерошенная "борода", гармоничный силуэт строгих линий - все это впечатляет. 
Питаются вороны мышевидными грызунами, пищевыми отходами, крупными насекомыми, трупами животных, яйцами и птенцами других видов, рыбой. Едят и растительную пищу - зерна злаков, семена и плоды различных растений. Осенью и зимой большинство ворон кормится на свалках и случайно обнаруженными трупами животных и тем самым способствуют распространению заразных болезней, опасных для многих животных и человека.
Ворона – оседлая птица. Живут поодиночке или парами, пары нередко не распадаются даже зимой. Строят гнездо обе птицы из толстых ветвей вперемешку с комками земли, корой, тонкими свежими веточками. Подстилка из сухих стебельков, шерсти, войлока, кусочков материи и ваты. В марте самка откладывает от 4 до 7 голубоватых с бурыми пятнышками яиц. Насиживание длится три недели. Насиживает только самка, а самец ее кормит. Птенцы вылупляются в начале апреля, в мае вылетают из гнезда. Довольно долго держатся с родителями, которые их подкармливают – до осени или даже зимы .

Клест

Небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом .. (клест)

КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

Клестов называют «северными попугайчиками». Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

Поползень – птица размером с воробья, у него плотное коренастое тело, черно-бурый прямой, длинный и заостренный клюв, крупная голова. Сильные ноги и цепкие когти позволяют ему лазать вверх и вниз по вертикальной поверхности. Зимой его любимое лакомство несоленое сало и мясо, хлебные крошки.

Поползень

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис. 
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки 
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

6.Отчет о практической работе. Кормушки.


Рассказ детей о проделанной работе.
-Ученик: Мы не только изучали птиц и их образ жизни, но также занимались практической работой- сделали для птиц 6 кормушек и развесили их на деревьях в школьном саду.

Знаешь?

Ученик: Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.

Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.

Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человека.

Самые простые в изготовлении кормушки из картонных пакетов, пластмассовых бутылок или банок. Нужно прорезать в них окошко, сверху закрепить проволоку, чтобы повесить на ветку дерева.

Удобны кормушки-автоматы, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления. Для этого можно применить укрепленную вверх дном пластиковую бутылку.

Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырех брусков и четырех реек. К брускам крепят дно и крышу, затем- рейки по периметру кормушки. Рейки необходимы, чтобы ветер не сдувал корм. Крыша защищает семечки, крошки, пшено от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них веревку, при помощи которой кормушка подвешивается. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края кормушки не должны быть острыми. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, чтобы она была закрыта от ветра и недоступна для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник- подходящее место для птиц, где их не достанут хищники. Кормушку необходимо регулярно чистить. Мало сделать кормушку, надо еще и корм подсыпать. Но важно, чтобы корм был такой, который не принесет вреда. Птицам нельзя скармливать соленые, острые, жареные, кислые продукты; нельзя давать апельсины и лимоны, кожуру бананов. Нежелательно кормить птиц рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный опасен.


Ученик:

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни - ты их приручил,

Ты за них в ответе!

-Воспитатель: «Чем же любят питаться птицы?»

Ученик: У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо(вареное и сырое). Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Они должны быть нежареные. Умные птицы не глотают семечки со шкуркой, а ловко выклевывают зернышко. Также птицы любят семена арбуза, дыни, тыквы, пшено, просо, рябину, вареные яйца, вареный картофель. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.

А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.

Воспитатель: А сейчас проведём викторину "Что ты знаешь о зимующих птицах"

Определяется победитель среди участников викторины.

7.Инсценированное выступление "Доживем до весны".

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

(Замечает воробья:)

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые, 
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.

Сорока возмущенно:
Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.

(Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.)

Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

8. Анализ и выводы.

-Ученики:

Каждый день мы наблюдали за кормушками и птицами. В первый день, когда мы развесили кормушки, птиц было мало, но в каждый последующий день их становилось все больше и больше. Обычно на кормушки прилетают воробьи и шустрые синицы, но на нашей кормушке мы видели снегиря и свиристель. Семечки лущат прямо у кормушки. Один раз прилетала галка. Голуби подбирают, что упало с кормушек, крутятся около деревьев.

Ученик:

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов 
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, 
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

ОТЧЁТ
о проведенных мероприятиях
в рамках акции "Покормите птиц зимой".

«Каждая «птица» свою кормушку хвалит!»

«Не страшна зима птицам с такими запасами…»

Рейтинг посещаемости птиц у кормушек в школьном саду

Наблюдая за птицами мы заметили, что больше всего птиц прилетало в сильные морозы

Дата

t воздуха

Сколько птиц прилетело

Примечание

18.12

- 19

37 –ПТИЦ

12 - ВОРОБЬЕВ

10 - СИНИЦ

2 - СОРОКИ

7 – голубей

5 – ворон

1 – дятел

2 – поползня

1.02

- 8

16-ПТИЦ

11 - ВОРОБЬЕВ

5 - СИНИЦ

Плакаты

Сборник проектов обучающихся

Приложение .

1.     Дидактическая игра «Накорми птиц»

Цель: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Ход игры:

Дети получают большие карточки с изображением птиц. Учитель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, арбуза, ягодами рябины и т. д. семенами

2.     Дидактическая игра «Разрезная картинка».

Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)

3.     Дидактическая игра «Четвертый лишний».

  1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь.

2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.

4.     Дидактическая игра «Зимние гостьи»

Цель: активизировать в речи пространственные термины и предлоги.

Ход игры:

Во время прогулки учитель предлагает детям игровую ситуацию. «Птицы разлетелись по нашему участку. Давайте отыщем их и покормим. Искать будем по схемам»

Воспитатель раздаёт каждому свою схему. В разных местах участка разложены плоскостные изображения птиц, в соответствии со схемой.

«Внимательно рассмотрите схему и скажите, кого вам нужно найти и где эта птица спряталась»

Дети отыскивают нужную птицу и рассказывают о её местоположении, используя пространственные предлоги: под, на, слева, справа и др.  

5.     Дидактическая игра «Верю – не верю»

Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю.

·        Клесты выводят птенцов зимой.

·        У синицы желтая грудка.

·        У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

·        У сороки длинный черный хвост.

·        У свиристеля на голове хохолок.

·        Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

·        Ворона питается остатками пищи.

·        Клесты любят семена шишек.    

6.     Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.

Ход игры: воспитатель читает пословицу, а дети должны закончить ее.

Птицы нахохлились – (к непогоде.)
Снегирь под окном зачирикал на снегу –( к оттепели и слякоти).

7.     Дидактическая игра “Прилетели птицы”.

Цель: развитие фонематического слуха.

– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. 
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.