Конспект занятия «Особенные люди рядом с нами»

Дата публикации: 19.02.2023

Завиялова Татьяна Сергеевна, Воспитатель
Республика Башкортостан, Альшеевский район, с.Раевский

ЦельПознание. Развитие кругозора. Задачи Образовательные 1. Формировать у детей представление людях с ограниченными возможностями здоровья, о их способах жизни в обществе. Развивающие 1. Развивать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы на заданную тему используя знания из личного опыта монологическую речь-умозаключение. 2. Развивать способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов. Воспитательные 1. Воспитывать толерантное отношение к людям с ОВЗ. 2. Воспитывать культуру здорового образа жизни бережное отношение к органу слуха.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад№2 с.Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

В подготовительной группе

Познание. Развитие кругозора

Тема. «Особенные люди рядом с нами»

Воспитатель : Кобыляцкая О.Ю.

2017 год

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у детей представление людях с ограниченными возможностями здоровья, о их способах жизни в обществе.

Развивающие:

1. Развивать: диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы на заданную тему используя знания из личного опыта; монологическую речь-умозаключение.

2. Развивать способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов.

Воспитательные:

1. Воспитывать толерантное отношение к людям с ОВЗ.

2. Воспитывать культуру здорового образа жизни ( бережное отношение к органу слуха).

Словарь

Активный: глухой, ухо, слух, звук, жесты, сочувствие, сопереживание.

Пассивный: слабослышащий, сурдопереводчик, амслен, читать по губам, отоларинголог, слуховой аппарат, ограниченные возможности.

Интегративные области: познавательное, речевое, социально- коммуникативное развитие.

Предварительная работа:  Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы; загадывание загадок; проведение упражнений по развитию слуха, дидактических игр.

Материалы и оборудование: иллюстрации: глухие люди, общение на языке жестов, строение уха, слуховой аппарат, азбука слепых; компьютер.

Ход

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на занятии? Послушайте отрывок из стихотворения, оно называется «Что такое мир без звуков?» автор Анастасия Кугаевская.

Что такое мир без звуков?

Среди нас живут те люди,
Для которых мир иной,
И всегда такой он будет —
Молчаливый, но живой.

Тишина им спутник верный,
От неё не убежать.
На душе бывает скверно…
Этой доли не понять.

Словно в миг исчезли краски —
Черно-белое кино,
Будто «до» было, как в сказке,
Ну, а «после» — всё не то.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение, о ком в нем говорится? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на эту фотографию. (Рассматривание иллюстраций людей общающихся при помощи жестов). что необычного вы здесь видите?(ответы детей)

Люди разговаривая, размахивают руками. Похоже, что они говорят им?

Оказывается, говорить без слов можно, но сложно. Так вынуждены говорить люди у которых нет слуха-глухие(хоровое повторение) или люди, которые плохо слышат-слабослышащие(хоровое повторение)

Воспитатель: Как вы думаете, из- за чего человек может стать глухим или слабослышащим? (ответы детей)

Воспитатель: Вы правы: из- за болезни. А ещё из-за травмы барабанной перепонки. Посмотрите на картинку, где изображено строение уха. Это -барабанная перепонка. Если она порвётся, то мы оглохнем. Как же она может порваться? (ответы детей) А ещё, если не будем ухаживать за ушами, они забьются серой, и мы оглохнем.

Воспитатель: Всё, что мы с вами назвали, происходит, когда человек уже какое то время прожил с нормальным слухом. А может ли быть такое, что человек родился уже с нарушением слуха.

А теперь вопрос. Если у нас заболят уши к какому врачу в поликлинике мы должны записаться на приём? (ответы детей)

Воспитатель: Врач, который занимается проблемами слуха называется- отоларинголог. (хоровое повторение)

Лечение помогает не всегда и не всем. Посмотрите на эту картинку, Что вы видите? (ответы детей)

Это слуховой аппарат. Как вы думаете, как работает этот аппарат? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, легко ли жить людям без слуха среди слышащих людей? Какие трудности испытывают такие люди? (ответы детей)

Воспитатель: Как такие люди справляются с трудностями?  (ответы детей)

Воспитатель: А если человек совсем ничего не слышит и аппарат ему не помогает, как он общается и понимает окружающих? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется язык жестов? (ответы детей) Он называется в России дактиль в Америке Амслен.

Предлагаю вам сказать слово мама на таком языке.

Скажите, все знают язык глухих? А как же тогда мы можем понять глухого человека, а он может услышать нас? (ответы детей)

Воспитатель: Вы правы, нужен переводчик. Есть люди, которые обычную речь людей переводят на язык жестов. Как вы думаете, как называют таких людей? (ответы детей)

Таких людей называют сурдопереводчики. (хоровое повторение)

Где мы их можем увидеть каждый день? (ответы детей) Если вы хоть раз посмотрите выпуск новостей, то в углу увидите второго диктора, который переводит текст корреспондента на язык жестов.

А сейчас я вас попрошу стать на время сурдо переводчиками и пересказать отрывок стихотворения Ирины Пивоваровой «Тайна». Встаньте около стульчиков. Слушайте внимательно. Я будучитать вслух стихотворение, а вы будете слова заменять жестами.

Я тебе открою тайну,

Никому не говори!

Если рано ты проснешься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдешь направо,

А потом чуть-чуть левей,

Обогнешь большой колодец,

Обойдешь засохший пруд…

Там, у старой водокачки

Под забором две собачки

Громко косточку грызут!

Воспитатель: Как вы думаете, трудно общаться жестами? (ответы детей)

А если бы я в слух не произносила слова стихотворения, нас бы поняли гости? (ответы детей)

Организм человека особенный. Если у человека где то сбой, то его исправляют при помощи чего то другого. У глухих и слабослышащих детей проблемы слуха компенсируются очень хорошим зрением и вниманием. Такие люди могут «читать по губам».

Давайте попробуем читать по губам. Я буду произносить не слова, а только звуки, а вы его произнесёте вслух.

А теперь я отвернусь, а вы произнесите, что я сказала?

Что, не получилось? Если я скажу вслух, вы услышите меня, даже если я буду стоять к вам спиной. Люди у кого проблема со слухом этого сделать не смогут. Поэтому, когда говорите с глухим или слабослышащим человеком, стойте к нему близко и повернитесь к нему лицом.

Воспитатель: Люди у которых ограничены возможности : слышать, говорить, двигаться называют людьми с ограниченными возможностями. Глухие и слабослышащие люди могут быть людьми с ограниченными возможностями? (ответы детей)

Как другие люди должны относиться к людям с ограниченными возможностями? (ответы детей)

Воспитатель: Вы сказали хорошие. Правильные слова: сочувствовать, сопереживать, помогать. А если к нам в группу придёт ребёнок, который не слышит, можем ли мы с ним играть? (ответы детей)

Во что мы можем поиграть с глухим ребенком? (ответы детей) Конечно, если только захотеть можно в космос полететь. А уж игр достаточно: пазлы, шашки, гольф, бильярд и догонялки.

Дети с ограниченными возможностями такие же как вы. Они любят играть, рисовать и даже танцевать. А ещё они хотят дружить. И если у нас в группе или у вас в классе появится такой ребёнок, подружитесь с ним.

Воспитатель: Ребята, из-за того что люди не слышат или слышат плохо они иногда попадают в нелепые ситуации. Можно ли смеяться над такими людьми? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Как мы должны вести себя, если встретим человека с нарушением слуха? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята давайте все вместе разработаем правила по общению с людьми, у которых есть проблемы со слухом.

Правила:

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу и мне хотелось бы у вас узнать: понравилось ли вам сегодня занятие? Что вам больше всего запомнилось, что нового узнали? Какими знаниями вы бы хотели поделиться со своими друзьями? Надеюсь, полученные знания на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.