Конспект НОД экспериментальная деятельность в подготовительной группе.

Дата публикации: 08.03.2023

Журавлева Юлия Олеговна, Воспитатель
Новосибирск

Стимулирование познавательной и речевой активности, посредством экспериментирования. Задачи Образовательные Способствовать расширению представлений детей о животных Крайнего Севера Систематизировать представления детей об особенностях животных как приспособлении к среде обитания Способствовать формированию коммуникативных навыков ребенка с помощью коллективной деятельности. Пополнять и активизировать предметный, глагольный и словарь прилагательных детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Способствовать формированию умения строить алгоритм действий, прогнозировать результаты экспериментальной деятельности Развивающие Развивать свободное общение между взрослым и детьми. Развивать слуховое внимание. Развивать коммуникативные навыки общения. Способствовать развитию умения устанавливать причинноследственные связи, выстраивать логические цепочки, подведения итогов практической деятельности, общей и мелкой моторики. Воспитательные Воспитывать аккуратность и ответственное отношение к порученному заданию умение и желание доводить дело до конца. Поощрять инициативность в работе, создавать положительную мотивацию к экспериментированию Создавать положительную атмосферу в группе и способствовать сплочённости детского коллектива. Воспитывать культуру речевого общения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 50 комбинированного вида «Семицветик»

Конспект НОД по экспериментальной деятельности

«Эксперименты для белого медведя»

Журавлева Юлия Олеговна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Новосибирск, 2022

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Цель: Стимулирование познавательной и речевой активности, посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать расширению представлений детей о животных Крайнего Севера;

Систематизировать представления детей об особенностях животных как приспособлении к среде обитания

Способствовать формированию коммуникативных навыков ребенка с помощью коллективной деятельности.

Пополнять и активизировать предметный, глагольный и словарь прилагательных детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Способствовать формированию умения строить алгоритм действий, прогнозировать результаты экспериментальной деятельности

Развивающие:

Развивать свободное общение между взрослым и детьми.

Развивать слуховое внимание.

Развивать коммуникативные навыки общения.

Способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, подведения итогов практической деятельности, общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность и ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца).

Поощрять инициативность в работе, создавать положительную мотивацию к экспериментированию

Создавать положительную атмосферу в группе и способствовать сплочённости детского коллектива.

Воспитывать культуру речевого общения.

Демонстрационный материал: Видео с веб-камеры в зоопарке.

Раздаточный материал: таз с водой, масло, полиэтиленовые пакеты, резинки, варежки и носки черного цвета, прозрачные трубочки, куртка или комбинезон ребёнка, вакуумный пакет, 2 бутылки с горячей водой, кусочки кожи, поднос со снегом, белые конверты со спрятанными внутри силуэтами животных, цветные карандаши.

Оборудование: Телевизор, Лампа-макет солнца.

Методы и приемы: Игровая мотивация, художественное слово, создание проблемной ситуации, эксперименты. Наглядность, рассматривание, беседа-диалог, сюрпризный момент, вопросы.

Предварительная работа: Знакомство с условиями обитания Жарких и Холодных стран, изучение особенностей животных Жарких стран и стран Севера. Создание макета солнца из настольной лампы. Изучение правил безопасного обращения с электрическими приборами. Знакомство с правилами безопасного проведения экспериментов и поведения детей в ходе выполнения эксперимента.

Организационный момент

Привлекаю внимание детей стихотворением:

Эй, ребята, посмотрите!

Солнце осветило нас!

Поскорей сюда идите, (дети собираются на ковре)

Развлечемся мы сейчас!

Ушки все у вас в порядке?

Руки? Ноги? Глазки? Рот?

Все готовы, чтобы наше

Приключенье началось? (дети отвечают на вопросы в паузах)

Воспитатель: Отлично.

На экране телевизора заставка с видом Новосибирского зоопарка.

Обращаюсь к детям: Скажите, пожалуйста, все ли были в нашем Новосибирском зоопарке им. Р.Шило? (слушает ответы детей). Какие животные показались вам самыми интересными?

Слушаю ответы детей.

Интересуюсь у детей: А знаете ли вы, что в зоопарке есть веб камеры , которые позволяют наблюдать, что делают животные в режиме онлайн?

Слушаю ответы детей.

Рассказываю детям: Одна из таких камер позволяет наблюдать за белыми медведями.

Хотите посмотреть, чем они сейчас занимаются?

Предлагаю удобно расположиться около телевизора и посмотреть видео.

Создание проблемной ситуации.

Включаю детям запись с камер в зоопарке.

На фоне видео появляется текст от медведя. Зачитываю его детям.

«Здравствуйте, ребята! Я белый медведь Кай. Живу в Новосибирском зоопарке. Совсем скоро наступит зима, моё самое любимое время года. Ведь я родом с Северного полюса. Но, к сожалению, когда наступают холода, очень мало ребят приходит ко мне в гости и я скучаю. Поэтому я решил обратиться к вам, чтобы вы помогли мне не грустить. Я думаю, вы много знаете о белых медведях и о том, как мы приспособились к жизни в суровых условиях Арктики. Не так ли? Не все мои соседи не верят, что они действительно помогают мне. Мы поспорили с соседями по зоопарку, что вы сможете доказать мою правоту и даже доказать это с помощью экспериментов. Вы же знаете, что это такое?

Я высылаю вам список фактов для проверки и жду от вас фото и видеоотчет о проделанной работе. Очень надеюсь на вашу помощь. Жду!

P.S. После выполнения задания вас ждет сюрприз от меня!»

Интересуюсь у детей готовностью помочь медведю. Получаю их ответы.

Основная часть

Прошу детей предположить, какие факты мог рассказать медведь Кай о себе. Если дети испытывают затруднения, обращаюсь к доске, на которой размещаю перечень фактов о медведе:

1.Медведи превосходные пловцы, не смотря на большой вес и размер. Выходя из воды, они не замерзают благодаря жиру.

2. Кожа у медведя чёрная.

3. У медведя шерсть вовсе не белая, а прозрачная. Каждый волосок похож на трубочку.

4. Кожа на лапах очень толстая.

Уточняю у детей, с чего будем начинать, предоставляя им выбор.

В зависимости от выбора детей подходим к одному из 4 столов, на которых лежат материалы для экспериментов.

1 стол. На столе материалы для 3 экспериментов : таз с водой, масло, полиэтиленовые пакеты, резинки.

Обращаюсь к детям: представьте себе на улице мороз, а медведь выходит из воды, что должно произойти с водой? (ответы детей). Но как же ему удается не мерзнуть?

1 эксперимент. Опустите руку в таз с водой. Выньте и посмотрите, что произошло? (Ответы детей). А теперь смажьте руку маслом (жиром) и повторите эксперимент. Что видим сейчас?

Дети делают вывод о том, что жир мешает намоканию шерсти и защищает медведя от воды.

2 эксперимент. Медведь очень крупное животное его вес может быть до 400-450 кг, почти как все вы вместе. Почему же он такой большой, а не тонет в воде? (ответы детей)

Давайте капнет несколько капель жира в воду. Что мы видим и как это помогает медведю?(ответы детей)

Дети делают вывод о том, что жир помогает медведю плавать, ведь жир легче воды и не тонет.

В зависимости от затраченного времени, проводим 3 эксперимент.

3 эксперимент. Медведь превосходно плавает благодаря перепонкам между его пальцев. Давайте убедимся, что ни действительно ему помогают. Надеть на одну руку пакет, закрепить резинкой. Опустить в воду и попробовать загребать воду свободной рукой и рукой с перепонками. Выяснить, какой рукой получается лучше. Подвести детей к выводу: Перепонки помогают плыть быстрее.

2. стол. На столе настольная лампа-макет солнца. Варежки и носки черного цвета.

Обращаюсь к детям: как вы думаете, как черная кожа помогает медведю.

Слушаю предположения. Предлагаю надеть на одну руку носок или варежку и по очереди поднести их к «солнцу». Обсуждаем полученные результаты.

Подвожу к выводу о том, что темные предметы быстрее нагреваются на солнце.

3 стол. На столе прозрачные трубочки отдельно и в пучке. Куртка или комбинезон ребёнка, вакуумный пакет, 2 бутылки с горячей водой. Полиэтиленовый пакет.

Показываю детям, что в пучке они выглядят белыми.

Предлагаю подуть в трубочку, подводя к тому, что в них воздух.

Предлагаю детям выбрать того, кто будет надувать пакет, наполняя его воздухом. Помещаем одну бутылку в пакет, а другую нет. Убираем на улицу, чтобы узнать какая остынет быстрее.

Пока ждем результатов, предлагаю проверить, есть ли воздух в нашей одежде. Для этого кладем одежду в пакет и избавляем его от воздуха. Убеждаемся, что воздух есть и в одежде и в шубе медведя. Делаем модель шкуры медведя из черного пластилина втыкая в него трубочки.

Провожу физминутку «Шерстка»

У медведей шерстка, шерстка,

Шертка , шерсточка везде-

На лбу, ушах,

На шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках!

Приносим бутылки и убеждаемся, что вода больше остыла в бутылке без воздуха.

Подвожу детей к выводу, что воздух внутри шерсти помогает сохранять тепло.

4 стол. На столе кусочки кожи и поднос со снегом.

Рассматриваем материал кожа, выясняем, что она гораздо толще и грубее чем наша кожа на руках.

Прошу детей проверить, какая кожа более приспособлена для ходьбы по снегу. Дети касаются снега голой рукой и через кусок кожи.

Дети делают вывод, что кожа медведя более толстая и грубая позволяет ему ходить по снегу.

Заключительный этап

Отмечаю отличную работу детей.

Обобщаем вместе с детьми полученные в ходе экспериментов данные. Просим гостей зафиксировать для медведя результаты проделанной работы.

Выясняю у детей, какой из экспериментов больше всего их удивил, какой был самым простым, какой бы они хотели проделать снова.

Рассказываю детям о том, что медведь приготовил для них целых 2 сюрприза - игра в прятки и мультфильм. Решаем с детьми, какой бы они хотели получить сначала.

Если дети выбрали прятки, то объясняю правила игры.

В корзина белые конверты, в них спрятались животные, нужно найти среди них медведей- Кая и Герду, не открывая их с помощью карандаша.

Как это можно сделать, выясняю предположения детей. Если они не догадываются, привожу к выводу о том, что нужно начать штриховать конверт и на нем проявится изображение спрятавшегося животного.

Дети приступают к игре. Находят животных. Одновременно выясняют, что светлым животным легко спрятаться среди снега.

Затем смотрим мультфильм «Умка». Рассказываю детям, что Умкой чукчи называют белого медведя.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.