Однотонная драпировка. Карандаш

Дата публикации: 29.03.2023

Мустапаева Салимат Юсуповна, педагог дополнительного образования
Красноярский край, г.Норильск

Конспект занятия в помощь молодым педагогам дополнительного образования - как научить овладеть навыками изображения складок драпировки ткани

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Тема: Однотонная драпировка. Карандаш

Цель: научить овладеть навыками изображения складок драпировки (ткани).

Задачи:

Материалы и инструменты: однотонная драпировка, лист бумаги А4, наглядные пособия, карандаши разной мягкости, ластик, точилка.

Дидактический материал: таблицы (композиционный центр), слайдовая презентация и репродукции художников по теме.

Материалы к занятию:

Методы контроля: опрос, наблюдение, выставка.

План занятия:

Ход занятия:

Изобразительное искусство - это целая наука, в которой помимо вдохновения и наслаждения от рисования, существует много правил и сложностей. Чтобы получать удовольствие, нужно немного потрудиться.

Рисование карандашом считается простым занятием. Карандаш художники используют как для набросков, эскизов, так и для законченных работ.

Немного истории о карандаше, смотрим на экран! (презентация) Карандаш известен с 16 века. Поначалу это были графитовые палочки, завернутые в бумагу или зажатые между веточками и скрепленные бечевкой. В 1683 году в Нюрнберге открыли производство простых деревянных карандашей. Карандаши делили по следующей технологии - смешивали толченный графит с клеем и серой. Эта смесь отражалась на качестве, и товар не пользовался спросом. В 1794 году во Франции появился тот карандаш, который нам известен. Смешивание графита с глиной и последующая термообработка позволили получить прочный стержень и регулировать его мягкость и насыщенность. А еще через сотню лет появилось небольшое усовершенствование - шестигранная форма, благодаря которой карандаш не так часто скатывался со стола.

Посмотрите, что у каждого из вас есть на столе? Простые карандаши и лист бумаги - это основные предметы на сегодня. А еще есть ластик, точилка.

Что такое карандаш? Это инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала, применяемый для письма, рисования, черчения и т.д.

Какие бывают карандаши? Они отличаются мягкостью графитного стержня и обозначаются маркировкой из букв "Т" (твердый - российская маркировка) или "Н" (европейская маркировка / hardness - твердость), "М" (мягкий - российская маркировка) или "В" (европейская маркировка / blackness - чернота)) и цифр. Эта маркировка указывается на карандаше (обращаю внимание детей на маркировку карандашей у них на столах). Цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твердости. Чем выше значение "Т"/"Н", тем тверже (жесткость) карандаш и бледнее линия, которую он оставляет. Высокое значение "М"/"В" означает мягкий грифель и насыщенный черный цвет. Буква F соответствует среднему между В и НВ. НВ означает твердо-мягкий.

У нас в магазинах продают карандаши в основном импортные, поэтому и знакомить вас буду данной маркировкой (слайд-фото).

Для эскизов применяют НВ, а для рисования различных видов штриховки 4В, 6В, 8В. Существует таблица маркировки и обозначения карандашей по твердости и мягкости (фото-слайд). Художники для создания различных эффектов используют и мягкие, и твердые карандаши. Обычно у них в арсенале есть карандаши всех классов твердости.

О бумаге для рисования. Бумага для акварели и для рисования немного отличается. Для рисунка подойдут листы для черчения или рисования или бумага для графики. Но можно рисовать и на акварельной бумаге. Бумага для рисования должна быть плотной (90-110 гр/м") и гладкой. Здесь есть шанс исправлять допущенные ошибки и прорисовывать мелкие детали.

Немного о ластике, который очень необходим в работе. Ластики (стерки, резинки) в магазинах продают разноцветные, яркие, твердые, мягкие, разные по форме и т.д. Некоторые ластики недостаточно хорошо выполняют свое значение и могут испачкать бумагу. В рисовании необходимо использовать мягкий ластик, желательно белого или нейтрального цвета (показываю).

Точилка. Конечно же, художники пользуются специальным канцелярским ножом или резаком, чтобы подправлять острие карандашей при рисовании. Но у вас на столах - точилка, которая не всегда способна помочь, потому, что в рисовании помимо классической конусной заточки применяется заточка "лопаточкой" В зависимости от положения карандаша с ее помощью можно получить тонкую или толстую линию или для создания сложных штрихов.

Как правильно при рисовании держать карандаш? Необходимо взять карандаш ближе к середине, за счет кисти и предплечья можно одним движением провести длинную ровную линию (показ). Еще один способ - карандаш можно зафиксировать между большим пальцем с одной стороны и указательным, средним и безымянным с другой стороны. Все зависит от выполняемой работы.

Рисунки бывают линейными и объемными.

Линейный рисунок - это чертеж, линейно-конструктивный рисунок или эскиз (показ). В нем используется единственный способ изображения - линия, с помощью которой можно передать контуры предметов и перспективу.

Штриховка - штрихи бывают различной формы и длины. Штрихами можно передать плоскому изображению объем и показать фактурность изображенного материала (слайд).

В штрихах имеет значение расстояние между линиями, угол наклона, интенсивность цвета, которая достигается степенью мягкости используемого карандаша и силой нажатия. Штриховка - это классика рисования карандашом. Виды штриховки (слайд - показ с объяснением):

Есть такие понятия как тушевка, растушевка, техника осветления ластиком (объясняю с помощью показа слайдов).

Сегодня мы выполним тональный рисунок драпировки с помощью карандаша.

Что такое драпировка? Материал, собранный в естественные, свободно лежащие ниспадающие складки (ткань с изящными складками, с мягкими волнами, которые могут располагаться хаотично). Или, ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки.

Правила выполнения рисунка: расположение листа (вертикально - горизонтально), расположение на листе драпировки, какого оно будет размера по отношению к листу. В понятие композиция входит много правил, таких, как равновесие, ритм, композиционный центр, мотив и т.д. Но для компоновки драпировки существует два правила: от нижнего края листа до начала предмета расстояние должно быть больше, чем от самой верхней точки драпировки до верхнего края листа (снизу места больше, чем сверху). И, второе правило - расстояние от боковой крайней точки предмета до бокового края листа зависит от расположения источника света и силы освещения если источник света смещен сильно в бок, то и драпировка как бы смещается в сторону.

Тон в первую очередь мы имеем в виду светлое и темное. Здесь работает закон композиции как преобладание тона. В любом изображении должно преобладать либо светлое, либо темное, в равном количестве в изображении быть не может. При работе с тоном необходимо помнить, что предмет (драпировка) относительно всей композиции светлый или темный и стараться сохранять это впечатление. Собственный тон предмета называется его локальным тоном.

Свет и тень. Объем на предметах виден благодаря свету. Свет на предметах состоит из блика (отражение источника света), прямого света, скользящего света. Тень из: переломного момента (место начала собственной тени, оно обычно более темное), рефлекса (свет отраженный от поверхности, и видимый в теневой части предмета), падающая тень (тень, которая падает от предмета).

Обратите внимание на драпировку, структура и форма складок зависит от пластических свойств тканей. Разные виды тканей дают разные складки. Например, Ткани из натурального шелка дают мягкие, легкие, мелкие складки.

Я хочу познакомить вас с изображением драпировки в произведениях великих художников. Обратите внимание на экран, перед вами работы великих художников: драпировка Микеланджело, зарисовки драпировки Леонардо да Винчи, драпировки Альбрехта Дюрера. Художники используют драпировку в одежде, в натюрморте - как фон, так же драпировку используют и в дизайне интерьеров.

Приступая к рисунку драпировки, необходимо стремиться как можно яснее выявить характер складок материала. В форме любой складки можно выделить наиболее выступающую поверхность и поверхность наибольшей глубины.

У нас ткань закреплена в двух точках опоры на вертикальной плоскости. Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки.

В рисовании драпировки после общей компоновки на листе намечаем направление складок, строим форму (показываю, эскиз), состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани. Далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени. При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме движения, а в углублениях - вдоль натяжения поверхности ткани.

Этапы выполнения построения складок драпировки

1. композиционное размещение всей массы драпировки на плоскости листа. О выборе расположения листа мы говорили выше (вертикально или горизонтально). Определяем пропорциональное отношение самого широкого места к высоте. Определяем и нахождение широкого места (центр, выше/ниже центра). Проводим вспомогательные линии.

2. Выстраивание конструкции складок драпировки. Построение выполняем от самых крупных и основных складок, наиболее выделяющихся на ткани, построение ведем по принципу: от простого к сложному.

3. Намечаем светотень для лучшего восприятия объема и освещения. Выделяем четкой линией основные складки, находящиеся ближе к нам, наиболее контрастные. Во время работы все время прищуривайтесь и сравнивайте по тону разные участки. В рисунке существует принцип, который позволяет добиться выразительности: "светлое на темном, темное на светлом".

4. Работа тоном. Эффект воздушной перспективы. Складки расположенные на переднем плане должны быть более контрастные и четкие, чем складки дальнего плана (дальный план как в тумане). Работаем по принципу "от общего к частному" и "от общего к общему".

Перед самостоятельной практической работой предлагаю вспомнить правила поведения и ТБ с используемыми инструментами:

Учащиеся приступают к выполнению практической части. При необходимости оказываю индивидуальную помощь, подсказываю.

В конце занятия устраиваем выставку картин, проговариваем использующиеся в работе цвета и оттенки. Предлагаю детям назвать свои работы.

Выставка работ, обсуждение, подведение итогов.

Сегодня вы отлично поработали! Наше занятие подошло к концу, полученные знания мы будем использовать в работе в дальнейшем. Кто не успел закончить свою работу, продолжит на следующем занятии.

Уборка рабочих мест.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.