экологический проект "Красная книга Приморского края"

Дата публикации: 04.04.2023

Михайлова Любовь Валерьевна, воспитатель
Приморский край, гор. Лесозаводск

Цель Пополнение и обогащение знаний детей о животных, занесенных в Красную книгу Приморского края воспитание осознанного, бережного отношения к миру природы. Задачи для детей • Формировать у детей первичные представления о Красной книге. • Расширять кругозор детей о редких и исчезающих видах животных, на основе материала, доступного их пониманию, пополнять и активизировать словарный запас. • Развивать поисковую деятельность детей, познавательно-речевую активность, связную речь, любознательность. Научить детей передавать знания, полученные во время поисковой деятельности товарищам, путём составления рассказов о животных, об интересных фактах из их жизни. • Помочь детям запомнить правила поведения в природе. • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. • Развивать творческие способности детей, воображение, эстетический вкус через художественное творчество. Привлечь родителей в совместную деятельность с детьми. Задачи для воспитателя 1 обеспечить благоприятные условия для развития у детей творческих способностей 2 собрать информацию о животных Красной книги 3 переработать полученные знания через продуктивную деятельность 4 учить охранять окружающую среду 5 сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе 6 дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Задачи для родителей создать условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту orgkom@limpopokonkurs.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Экологический проект: «Красная книга Приморского края»

Информационная карта проекта

Тема: «Животные Приморского края».

Автор проекта: Михайлова Л.В. (воспитатель высшей категории КГБУСО «Лесозаводский СРЦН «Жемчужинка»).

Участники проекта: дети от 6 до 7 лет, родители, воспитатель.

Тип проекта: средней продолжительности (7 недель).

Вид проекта: практико-ориентированный, групповой, познавательный, исследовательский, творческий.

Проектная идея:

• Создание в группе своей Красной книги.

• Обогащение игровой среды стимулирующей познавательно-речевую активность детей.

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема: недостаточный уровень знаний детей о Красной Книге и о животных, занесенных в нее.

Актуальность: В век технологического прогресса особо остро стоит вопрос о сохранении природы. Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Нанесение вреда природе не проходит бесследно. Все меньше и меньше остается заповедных мест, нетронутых плодами цивилизации.

Когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнезда, оставляют в лесу не затушенный костер, эта халатность приводит к быстрому сокращению численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Причин вымирания много, одна из них — человек, который истребляет животных ради охоты за ценным мехом, для продажи или редким зверем для зоопарков, цирков или богатых людей, для изготовления чучел животных для музеев или для украшения гостевых домиков.

Поэтому уже с дошкольного возраста мы должны воспитывать у детей бережное отношение к животным, желание защитить их.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности.

Гипотеза: Красная книга необходима как источник информации о проблемах природы. Животные и растения не смогут обойтись без помощи человека. Сможет ли человек предотвратить вымирание редких, находящихся в опасности видов растений и животных?

Цель:

Пополнение и обогащение знаний детей о животных, занесенных в Красную книгу Приморского края; воспитание осознанного, бережного отношения к миру природы.

Задачи для детей:

Привлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи для воспитателя:

1) обеспечить благоприятные условия для развития у детей творческих способностей;

2) собрать информацию о животных Красной книги;

3) переработать полученные знания через продуктивную деятельность;

4) учить охранять окружающую среду;

5) сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

6) дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

Задачи для родителей:

Создать условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов.

Ожидаемые результаты проекта:

Формы реализации проекта:

Этапы реализации проекта

I этап. Организационный (подготовительный): Изучение и подбор программно-методического материала по направлению работы.

Констатирующее диагностическое исследование по экологическому воспитанию дошкольников.

Совершенствование развивающей среды, создание картотек игр, опытов и экспериментов.

Обновление и дополнение в уголке чтения познавательно-художественной литературы: это детские энциклопедии, журналы о диких животных, иллюстрации, мини-игры, пазлы, дидактические игры: «Зоологическое лото», «Найди пару», «Найди тень животных», «Чей след?», «У кого какие детки?» и др.

Погружение в проблему: показ презентации «Главная книга природы».

Цель презентации: знакомство с Красной книгой, как государственным документом и её значением.

Раскрашивание раскрасок «Животное из Красной книги России».

Рисование по замыслу на тему: «Моё любимое животное».

Оформление информации в родительский уголок на темы: «Экологическое воспитание дошкольников», «День Земли».

II этап. Практический «Мы исследователи»

Проведение бесед на темы: «Создание Красной книги», «По страницам Красной книги – редкие животные, птицы, насекомые», «Заповедники Приморья».

Проведение непосредственно образовательной деятельности по теме проекта:

- «Для чего нужна Красная книга?»

- «Что такое заповедник?»

- «Путешествие по планете Земля»

- Лепка на темы: «Мы любим природу», «Животное из Красной книги».

Игровая деятельность:

Чтение художественной литературы: сказки В. Бианки «Сова», «Теремок», «Подкидыш», «Кто чем поет?»; Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Волчишко», «Большие и маленькие» «Медведь-рыбак»; М.Пришвин «Лисичкин хлеб»; Н. Сладков «Каменка-плясунья»; П. Бажов «Серебряное копытце»; И. Акимушкин «Природа-Чудесница», «Жил-был бобр»; К.Паустовский «Растрепанный воробей».

Прослушивание песен «Земля-наш общий дом» музыка Н. Б. Караваевой; «Разноцветная планета» музыка А. Орлова; «Красная книга» музыка О. Газманов, «Раненая птица» А. Пахмутова.

Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Участие в акциях: «Приготовь страницу для Красной книге», «Дерево, цветок, животное и птица не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они-на планете мы останемся одни» (изучение правил поведения в природе с целью сохранения её богатств; создание экологических знаков).

Художественно-продуктивная деятельность: создание животных Красной книги в нетрадиционных техниках художественного творчества.

Создание Красной книги группы «Животные Приморья».

III этап. Заключительный (результат проекта)

Реализация проекта

I этап. Организационный (подготовительный).

Организация успешной работы по экологическому воспитанию детей невозможна без определения начального уровня экологических представлений у старших дошкольников и младших школьников.

Разработанная мною методика работы включала следующие условия ее проведения:

– диагностика проводилась в естественных условиях для детей в группах;

– исследование проводилось на материале, содержание которого соответствует задачам учебно-воспитательного процесса.

В первичном срезе приняли участие 8 дошкольников и 3 младших школьника

Основной целью данного этапа работы было определение исходного уровня экологических представлений о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека у старших дошкольников и младших школьников.

Диагностика уровня развития экологических представлений у детей определялась с помощью ряда заданий, которые проводились индивидуально с каждым ребенком:

Задание 1. «Определение характерных особенностей представителей мира животных», основная цель которого определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Задание 2. «Определение характерных особенностей растительного мира», цель которого заключается в определении уровня знания характерных особенностей растительного мира.

Задание 3. «Определение характерных особенностей неживой природы», основная цель которого определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Задание 4. «Жизнь животных в разное время года», цель которого заключается в определении уровня знаний о жизни животных в разные времена года.

Задание 5. «Экологическое отношение к миру природы», цель которого определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Мною было выделено 3 уровня экологических представлений у дошкольников и младших школьников (см. таблицу 1)

Таблица 1.

Уровни экологических представлений у старших дошкольников и младших школьников

Название уровня

Характеристика

1

Высокий

Ребенок без особого труда распределяет представителей растительного и животного мира по видам, аргументирует свой выбор, соотносит представителей флоры и фауны со средой обитания, знает характерные признаки растений и животных, без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы, проявляет интерес к растениям и животным, эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым, без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития , домашних животных, рассказывает, как правильно ухаживать за ними, правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы, при ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию, по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года, выражает эстетическое отношение к природе, понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, без труда выражает свое отношение к проблеме.

2

Средний

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного и растительного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор, в основном соотносит представителей флоры и фауны со средой обитания, знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым, без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития домашних животных, называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы, после дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы, правильно называет времена года, иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности, в основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки, не всегда понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, может выразить свое отношение к проблеме.

3

Низкий

Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного и растительного мира по видам,
не всегда аргументирует свой выбор, не всегда соотносит представителей флоры и фауны со средой обитания, затрудняется назвать характерные признаки, на поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно, не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым, затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за домашними животными, в процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому, не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы, неправильно называет времена года, затрудняется назвать их в нужной последовательности, не знает характерных признаков разных времен года, не выражает эстетического отношения к природе, не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Результаты первичного среза показали, что практически все ребята имеют слабое представление о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо обогатить и систематизировать знания по экологическому воспитанию детей.

В процессе подготовительного этапа познакомилась с подобранным методическим материалом данного проекта, обновила и дополнила содержание предметно-развивающей среды, создала картотеку игр, опытов и экспериментов на тему экологии.

Разнообразила уголок познавательно-художественной литературы: детскими энциклопедиями, журналами о диких животных, наглядным материалом.

Изучили и обыграли новые мини-игры, собирали пазлы, играли в дидактические игры: «Зоологическое лото», «Найди пару», «Родина животных», «Зверята», «Хорошие знакомые» и др.

Познакомились с Красной книгой через просмотр презентации «Главная книга природы», раскрашивали раскраски «Животное из Красной книги Приморского края», рисование по замыслу на тему: «Моё любимое животное».

II этап. Практический «Мы исследователи»

Месяц

Вид деятельности

Программное содержание, цели

Январь


Первая неделя

Беседа на тему: «Путешествие по страницам Красной книги».


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми насекомыми, птицами. животными.
Дать детям представление о том, почему книга «красная», познакомить с содержанием Красной книги Приморского края.

Развивать любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

Прослушивание песни «Красная книга» муз. О.Газманова.
Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Развивать познавательный интерес.

Комплексно-тематическое мероприятие «Путешествие по планете Земля»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь. Воспитывать стремление беречь нашу Землю. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Углубить знания об особенностях внешнего вида воробья, воспитывать интерес к жизни птиц.

Беседа на тему: «Флора и Фауна Приморского края»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Воспитывать бережное отношение к природе. Познакомить с редкими видами животных, рыб, птиц, и насекомых. Уточнить и активизировать словарь детей.

Активизировать познавательную деятельность.

Прослушивание песни «Раненая птица» автор А. Пахмутова.


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Создание у детей радостного, зимнего настроения.

Вторая неделя

Беседа на тему: «Планета Земля в опасности».


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Углубить знания о необходимости природоохранной деятельности человека.

Пополнить представления детей о сезонных изменениях.

Подвижная игра «Воздух, земля, вода, огонь».

Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Развивать у детей внимание, умение действовать по сигналу.

Развивать интерес к самостоятельному экспериментированию.

Создание мини-библиотеки «Волшебный мир зверей и птиц»

Проведение акции:

«На красной странице звери и птицы».


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Развивать познавательный интерес к художественным произведениям.

. Формирование ценностного отношения к природе и основ экологической культуры.

Вызвать интерес к окружающему миру.

Непосредственно-образовательная деятельность «Для чего нужна Красная книга?»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю дли жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Развивать любознательность, наблюдательность, внимание.

Беседа на тему: «Зоопарк».


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Расширять знания детей об обитателях зоопарка; учить понимать зависимость между внешним видом животного, средой его обитания, особенностями питания; закреплять в активном словаре названия животных.

Нахождение зимних примет; развивать устойчивое внимание.

Третья неделя

Детский круглый стол.


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Активизировать словарный запас по теме «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры»; развивать связную грамотную речь; воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Развивать творческую активность детей, умение создавать образ животного различными способами.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Обобщить и систематизировать представление детей о животных Приморского края; воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Подвижная игра «Охотники и звери»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Закрепить упражнение «метание в цель»; изучение русского фольклора на примере считалок.
Продолжать развивать двигательные навыки и физические качества.

Расширять представления о зимующих птицах занесенных в красную книгу.

.

Чтение художественной литературы: И. Акимушкин «Природа-чудесница». Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Формировать умение внимательно дослушивать произведение до конца. Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книги. Воспитывать бережное отношение к природе.

Экологическая игра: «Напоминающие знаки».


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Изучить с детьми нормы и правила поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения.

Учить узнавать пернатых по внешнему виду.

Четвертая неделя

Лепка на тему: «Животное из Красной книги»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Учить детей лепить животное (из красной книги), используя приемы: обкатывание, заглаживание, надавливание, плотное соединение частей. Продолжать учить дополнять изделия деталями из природного материала, а также работать стекой (отрезание). Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Развивать любознательность, наблюдательность.

Сюжетно-ролевая игра «Происшествие в лесу».


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Развивать умение у детей взаимодействовать в игре. На примере опасной, для леса и его жителей ситуации способствовать развитию у детей умения развивать сюжет игры. Способствовать развитию игрового диалога. Активизировать словарь детей словами: пожарный рукав, огнетушитель, спасатели, МЧС, служба спасения, рация, диспетчер, ветврачи. Формировать умение у детей играть по собственному замыслу, способствовать развитию творческого воображения.

Учить видеть изменения в природе, замечать прекрасное.

Подвижная игра «Что я за зверь?»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Развивать творческое воображение, фантазию. Развивать грамотную, связную речь, формировать навыки описательной речи; учить умению договариваться между собой, работать в команде.

Воспитание бережного отношения к птицам.

Чтение художественной литературы: П. Бажов «Серебряное копытце»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Стимулировать эмоциональное восприятие. Воспитывать бережное отношение к животным.

Воспитывать внимание и наблюдательность.

Непосредственно-образовательная деятельность: «Что такое заповедник?»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Познакомить детей с назначением природных заповедников Приморского края. Закрепить представление о животном и растительном мире. Воспитывать бережное отношение к природе.

Активно развивать познавательный интерес.

Февраль

Пятая неделя

Чтение художественной литературы: сказка В. Бианки «Сова»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Формировать умение дослушивать произведение до конца. Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы.

Формировать представление о каком-либо предмете или явлении.

Прослушивание песни: «Разноцветная планета» музыка А. Орлова

Создание макета «Мир насекомых»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Сформировать обобщенное понятие «насекомые».

Развивать познавательный интерес.

Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Заяц»

Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Продолжать знакомить с разнообразием животного мира. Расширять словарный запас, тренировать память. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать устойчивое внимание, любознательность.

Подвижные игра: «Летает, плавает, бегает»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Формировать знания детей о приспособлении животного мира к среде обитания.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа на тему: «Заповедники России»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Формировать ответственное отношение к природе; воспитывать чувство гордости, за то, что на нашей родной Земле люди берегут и охраняют заповедники.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Шестая неделя

Рисование на тему: «Мы любим природу»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Развивать творческие способности. Воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни.

Продолжать воспитывать познавательный интерес к птицам.

Коллективная работа «Жизнь лесных животных из Красной книги»

Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Сплочение детей и педагога, в процессе активного сотрудничества. Воспитывать бережное отношение к природе, разнообразить знания о жизни животных.

Развивать стремление беречь природу.

Дидактические игра: «Найди дом для животного»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Закреплять знания детей о домашних и диких животных.

Учить замечать изменения в природе.

Подвижные игра: «Хитрая лиса»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Развивать ловкость, быстроту, смекалку.

Формировать умение различать характерные приметы конца зимы.

Игра-задание: «Подбери клюв»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Учить воображению и умению сопоставлять предметы.

Воспитывать любовь к природе. Желание узнать ее лучше.

Март

Седьмая неделя

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Теремок»


Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книги. Воспитывать бережное отношение к животным.

Развивать познавательные интересы.

Проведение акции: «Береги природу»

Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке

Изучение правил поведения в природе с целью сохранения её богатств.

Развивать стремление беречь и охранять природу.

Художественно-продуктивная деятельность: создание животных Красной книги в нетрадиционных техниках художественного творчества.

Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке.

Раскрыть творческий потенциал ребенка, повышать интерес к художественной деятельности. Дать полную свободу для самовыражения.

Учить устанавливать связь между живой и не живой природой.

Коллективная работа выполнение макета «Морские обитатели».

Наблюдения и исследовательская деятельность на прогулке.

Развитие чувства коллективизма, творческих способностей; создание положительного эмоционального настроения.

Прививать любовь к природе, развивать стремление беречь и охранять животных.

Создание Красной Книги

III этап. Заключительный (результат проекта, трансляция опыта)

В результате итоговые срезы показали то, что дети узнали, что такое Красная книга, у детей сформировалось представление о животном мире Приморского края. Дети поняли, почему некоторые животные исчезают с земли, и кто в этом виноват.

Проект «Красная книга Приморского края» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, педагога. Проделанной работой поделилась с коллегами на семинар-практикуме.

Но назвать работу над проектом оконченной все-таки нельзя. Мы решили, что наша книга будет пополняться новыми объектами: растениями, цветами, грибами.

Перспектива трансляции опыта

Участие проекта в конкурсах различного уровня:

Грамоты и дипломы за создание страниц Красной книги

Участник конкурса: Авертьева Лиза

05.02.2023г. диплом, номинация: «Путешествие в мир животных», название работы: Животные Красной книги «Лиса» № 121598.

http://изумрудныйгород.дети/

Участник конкурса: воспитатель Михайлова Л.В.

05.02.2023г. диплом, номинация: «Путешествие в мир животных», название работы: Животные Красной книги «Лиса» № 121598-k

http://изумрудныйгород.дети/

Работа с родителями

Консультация для родителей

«Зачем знакомить детей с Красной книгой»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

В связи с этим, цель работы детских учреждений и семьи: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Знакомя детей с Красной книгой, порассуждайте: для чего люди создали Красную книгу, почему нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу, что угрожает живой природе, что необходимо предпринять для сохранения и увеличения численности редких растений и животных, почему каждый из нас несёт ответственность за сохранение природы.

Создайте с ребёнком свою страницу Красной книги, для этого нужно собрать информацию о представителе живой природы, приготовить рисунки или фотографии, оформить страницу. Полезно посетить с ребёнком Зоологический, Краеведческий музеи, океанариум, дельфинарий. Предложите и помогите вашему ребенку отразить свои впечатления от увиденного в художественно-творческой деятельности: рисунках, поделках, сочинении рассказов.

Начните знакомство детей с Красной книгой с простых знакомых представителей живого мира. Ребят постарше можно познакомить с более сложными, необычными видами.

Детям будет интересно послушать рассказы о природе Е. Чарушина, В. Бианки, Н. Сладкова и др., рассмотреть иллюстрации художников, поразгадывать загадки и кроссворды о животных и растениях.

Познакомьте детей с уже исчезнувшими на Земле растениями и животными. Обсудите, как было бы интересно увидеть их в природе, понаблюдать за их жизнью, и что должны делать люди, чтобы не допускать подобного.

При первой возможности, в любое время года, если позволяет погода, отправляйтесь в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные силуэты облаков. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите и затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть белочку или полюбоваться работой дятла. Радость встречи с живыми существами надолго останется в памяти детей.

Уважаемые родители! Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнёзда, а лесные зверушки убегают из леса. Поэтому в лесу и в природе, в целом, необходимо соблюдать тишину. Рассказывайте детям об опасности пожаров, и о том, что нельзя ломать деревья, разорять гнёзда, добывать берёзовый сок, засорять водоёмы, разорять муравейники и многое другое.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные ресурсы.

Экологические игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия: дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребенку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

Птицы, рыбы, звери

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия: ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Дидактические игры по экологии

Природа и человек

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Что было бы, если из леса исчезли…

Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Какие все мы разные

Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.

Воспитатель дает задание: Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.

Затем детям дают вопросы:

• Почему тебе нравится море?

• Почему ты любишь речку?

• Почему ты остался посредине?

Варианты заданий: зима – лето, ромашка – колокольчик, дождь – снег.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. В результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.

Польза - вред

Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных, ни вредных, одни только необходимые.

1 этап

Первый вариант: «Польза – вред». (живая природа).

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?», дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?»

Второй вариант: «Нравится – не нравится» (не живая природа).

Принцип организации см. вариант 1.

Третий вариант: «Хорошо – плохо» (времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

2 этап

Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить).

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть. В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.

Экологи

Цель: закрепление знаний детей о природе.

Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы:

1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

2. Для чего природе нужны хищники?

3. Что такое красная книга и для чего она нужна?

4. Для чего люди создают заповедники?

5. Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?

6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?

И так далее.

Памятка для родителей по экологическому воспитанию детей.

Охрана животных

• Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы родители могут совсем покинуть гнездо.

• Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

• Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

• Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.

• Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.

• Ну забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

Список литературы

1. Масленникова О.М., А.А. Филиппенко Экологические проекты в детском саду -Волгоград, 2009

2. Рыжова Н.А. Я и природаМ.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996

3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте учебное пособие для студентов вузов –М.: Академия, 2008

4. ГорьковаЛ.Г., КочергинаА.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

5. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей»

6. РуноваМ.А., Бутилова А.В. «Ознакомление с природой через движение»

7. НиколаеваС.Н., Комарова И.А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании»

8. В. Тихонов «Красная книга России.Животные» 2022 год

9. Информация и картинки, взятые из интернета.


Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице - диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.